Центр психологической и семейной помощи "Здоровая семья" 8-499-502-41-52, 8-926-609-83-85

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Центр психологической и семейной помощи "Здоровая семья" 8-499-502-41-52, 8-926-609-83-85 » Бить или не бить ? » Справедливое и несправедливое наказание детей


Справедливое и несправедливое наказание детей

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что» и дам рекомендации родителям, как поступать в таких случаях.
• Дети не понимают, за что получают наказание, поскольку не понимают, чего от них хотят. Ребенок высыпает на пол из пепельницы окурки и играет с ними. Мать наказывает его и говорит, что нельзя прикасаться к пепельницам. У ребенка пепельница ассоциируется с конкретной вазой зеленого цвета. И он больше к ней не прикасается. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием уже с другой, синей пепельницей. Ребенок получает наказание, смысл которого ему непонятен. Ведь он выполнил просьбу матери и больше не трогал зеленую пепельницу. Цель этого примера – показать, насколько расходятся слова родителей, цели, которые они преследуют при воспитании и того, что ребенок понимает. Он выполнил то, что просила мать – не играть с зеленой пепельницей, однако не понял сути просьбы матери. Такая ситуация больше характерна для маленьких детей, у которых еще не развито абстрактное мышление и обобщение.
Как поступать в таких случаях? Родителям следует конкретно объяснить ребенку, что нельзя играть с окурками и высыпать их на пол независимо от того, какого цвета предмет, в котором они находятся. Т.е. максимально конкретизировать те действия ребенка, которые считаются неприемлемыми.
• Другая причина – недостаток положительных поглаживаний, когда ребенок не имеет другого способа получить внимание родителей.
Как поступать в таких случаях? Оптимальным решением было бы обсуждение вместе с психотерапевтом, каким образом ребенок может получать заслуженные условные и безусловные поглаживания, а так же установки родителей относительно их.
• Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе – раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания – неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.
Как поступать в таких случаях? При обращении к психотерапевту Вы сможете установить контроль над своим плохим настроением и следующим за ним поведением, а так же разрешить свои личностные трудности.
• Порой причины отклоняющегося поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример – семья на грани развода, где ребенок всеми доступными ему средствами пытается ее сохранить. Он отвлекает внимание родителей от их проблем своим поведением, объединяя их в том, что отвлекает внимание на себя. (Кстати, такую же функцию может выполнять болезнь ребенка.)
Как поступать в таких случаях? Вам стоит обратиться к психотерапевту для выработки линии своего поведения. Если развод действительно неизбежен, психотерапевт поможет Вам пережить его с минимальными душевными потерями для Вас и для ребенка. Если у Вас в семье хроническое психологическое неблагополучие, то психотерапевт поможет наладить семейную обстановку, что непременно положительно отразится на поведении ребенка.
• Еще одна причина – пожалуй, самая трагическая: нелюбимый ребенок. Немногие родители могут себе в этом признаться, но если они нашли в себе силы для признания, они имеют шанс изменить свое поведение (если не отношение) к ребенку. Их резерв – чувство долга по отношению к ребенку. Причины могут быть разнообразными: в принципе нежеланный ребенок (женщина не хотела иметь детей, но «так вышло»; ребенок не того пола, которого ждали родители; ребенок похож и внешне, и характером на кого-то из нелюбимых родственников; непринятие ребенка отчимом или мачехой.)
Как поступать в таких случаях? Однозначно, родители признавшие свое негативное отношение к ребенку, сделали первый шаг к исправлению ситуации. Здесь однозначно необходима помощь психотерапевта самим родителям, которая будет заключаться в установлении контроля над своим поведением по отношению к ребенку и в проработке глубинных проблем и чувств родителей. С каждым случаем психотерапевт работает индивидуально.
Помните, что Ваша родительская задача – вырастить ребенка с минимальными психологическими травмами и потерями.
Правила наказания детей
• При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
• При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
• Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
• Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня.»)
• При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
• При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
• Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
Физическое наказание детей
Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость. Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. Оно неприемлемо по отношению к подросткам и к детям, чье неправильное поведение обусловлено болезнью (энурез, энкопрез, депрессия, синдром гиперактивности с дефицитом внимания), которая требует медикаментозного, а не только психотерапевтического лечения. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения.
Когда необходимо физическое наказание детей
Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:
• Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.
• Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми.)
• Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.
Формы физического наказания детей
• Наказание поркой, ремнем как традиционный способ. Это не должно быть избиением и наносить ребенку телесные повреждения. Достаточно нескольких шлепков по ягодицам. По моему мнению, не стоит использовать для наказания детей ремень или розги; сама по себе процедура шлепков по оголенной попе вызывает стыд.
• Нажатие на болевые точки. Оно не принесет вреда здоровью, но будет весьма ощутимой мерой. Родитель большим и указательным пальцами руки щиплет трапециевидную мышцу, которая расположена между шеей и плечевым суставом, в месте ближе к плечевому суставу, при этом ни в коем случае не затрагивая сам сустав, а только мышечный массив.
Неприемлемые способы наказания
Если взрослый человек  может воспротивиться и дать сдачи при несправедливом наказании, то у детей эта возможность отсутствует по причине их физической слабости и моральной и материальной зависимости от взрослых. Я перечислю те способы воздействия на ребенка, которые неприемлемы, и будут иметь свои негативные последствия для дальнейших отношений между родителями и детьми:
• Физическое наказание детей, приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий)
• Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать. «Ты весь пошел в отца», «Ты бестолочь и подонок, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.
• Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной.
Прощение
В нашей культуре просьба о прощении носит ритуальный характер. Зачастую мы требуем извинений формально, не задумываясь, чего мы на самом деле хотим: истинного раскаяния или ритуальных слов, и не давая себе отчета, готовы ли мы на самом деле простить.
Как просьба о прощении, так и способность простить требуют немалых душевных сил. Простить – означает стереть проступок другого из памяти так, как если бы его и не было. Но для этого нужно время, понимание и прочувствование тех причин, что побудили человека совершить неприятный для нас проступок. Стоит рассказать о том, что вы испытывали в тот момент, когда вам причинили боль, дать обидчику время на обдумывание – стоит ли ему просить прощения и в какой форме, но ни в коем случае не торопить его.
Простить означает, что вы никогда не будете припоминать проступок и использовать его в качестве «козыря» при дальнейших разногласиях. Простить – не означает забыть, а скорее поменять отношение к произошедшему.
Ребенок, перед тем как попросить прощения, должен точно знать, в чем именно он провинился. Стоит рассказать ему о своих чувствах и дать время об этом подумать, не отвергая его как личность. При этом нужно быть готовыми к тому, что и вам самим придется в чем-то раскаяться.
Обычно просьбы о прощении ассоциируется со слабостью, которую родители никак не имеют право проявить перед детьми. На самом деле, извиняясь перед детьми, мы показываем свою силу и подаем пример, как это делается.
Зачастую мы сами не даем ребенку возможности осознать свою вину. Мальчика, провинившегося перед бабушкой, ставят в угол. Он лишен возможности отвлечься на другие стимулы и занятия, и поглощен мыслями о своем проступке. Но когда подходит время обеда, его оттуда извлекают, хотя он может быть и не голоден, и таким образом прерывается его осознание и осмысление своей вины. Причина в приоритете материальных ценностей (своевременного приема пищи) над духовными.
Способы поощрения
Чем младше ребенок, тем более наглядным, ощутимым и неотложным должно быть поощрение. У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье мы пойдем с тобой в зоопарк» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя.
Ему можно предложить увеличить время чтения сказки на ночь, новую игрушку, о которой он действительно мечтал, но не имел возможности ее получить в силу неправильного поведения, больший по времени совместный досуг (игры).
Кроме того, я рекомендую повесить над его кроваткой настенный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо.

                                                                  Светлана Минская,
                                                                                                  Психотерапевт.

0

2

Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Я профессор психологии и с уверенностью могу сказать, что порка ремнем по голой попе это выражение в извращенной форме скрытого инцестуального влечения взрослого к ребенку. Говоря простым языком вы подсознательно чувствуете сексуальное влечение к вашему ребенку и проявляете это таким образом. Вы, конечно, будете это отрицать и это естественно, ведь речь идет о ПОДСОЗНАНИИ, почитайте Фрэйда и  других сексологов. В обществе существуют строгие сексуальные табу и их невозможно нарушить иначе как таким образом (о маньяках и неадекватных людях сейчас не говорю). Признайтесь себе, что в глубине души вы испытываете чувственные переживания, наказывая ребенка, и некое удовлетворение после этого. Вам подсознательно нравится видеть обнаженное тело дочери или сына, властвовать над ним таким образом. Причем это не зависит от пола ребенка и родителя, к ребенку своего пола помимо этого может быть подсознательная зависть, соперничество.
Люди с невысоким уровнем образования и/или интеллекта это категорически отрицают, приходят в ярость, когда я говорю им об этом, это неудивительно есть вещи в которых нам всем стыдно признаваться самим себе. Однако надо это сделать, если вы хотите счастья своим детям, они могут быть согласны на порку и даже говорить о ее пользе. Ведь они тоже получают чувственные переживания (хотя никогда вам в этом не признаются), некоторые даже своего рода подсознательное мазохистическое удовольствие, в котором они не отдают себе отчета, но след в психике, проблемы эмоционального характера, проблемы с сексуальными партнерами в будущем им обеспечены. И это в легком случае. А в тяжелом - сексуальные извращения вплоть до гомосексуализма, невозможность построить здоровую семью, алкоголизм, суициды. Почему у нас такое больное общество? отчасти из-за таких форм "воспитания".
Я имею троих взрослых детей, все многого добились в жизни, имеют хорошие семьи. Никого из них не порол ни я ни жена. Старались действовать прежде всего беседой, в крайнем случае наказывали лишением удовольствий, развлечений, карманных денег, даже домашним арестом. Но это все как крайние меры, прежде всего я старался быть другом своим детям. Когда были совсем малышами иногда ставили в угол, но не с голой попкой (это мерзкое извращение из той же серии).
И еще хочу сказать, что все дети независимо от того порют их или нет когда-нибудь попробуют алкоголь и сигареты, приобретут первый сексуальный опыт и так далее. Только у тех, кого воспитывали правильно, кому родители старались быть друзьями не унижали и не оскорбляли, это пройдет более безболезненно и у них с меньшей вероятностью будут проблемы в их собственной семье с их половыми партнерами, а также агрессия, депрессии и прочие психологические проблемы, вплоть до заболеваний и извращений.
Проблему с ребенком можно лишить без физического наказания, если вы хотите и умеете думать, работать над собой, быть терпеливыми и ответственными, быть родителем это труд воспитывать надо прежде всего личным примером.

0

3

Может быть меня действительно нельзя было воспитывать по-другому. Я почти не обижалась за то, что меня пороли. Но только очень обидно было, что наказывали очень строго. Знаете, я не переношу боль, и всегда могла все понять даже без порки. А даже после нескольких ударов признавала  все свои ошибки.
Но родители всегда наказывали очень сильно. Я потом долго не могла прийти в себя и ходила, как в полусне. Всегда долго казалось, что происшедшее пригрезилось, или вообще было не со мной.
Но сильная боль в попке всегда возвращала к реальности. Всегда было очень стыдно, унизительно и обидно.

0

4

Дора, ну и сейчас у Вас есть какие-нибудь проблемы из-за этого?

0

5

Дора написал(а):

я не переношу боль, и всегда могла все понять даже без порки. А даже после нескольких ударов признавала  все свои ошибки.

Несколько противоречиво выражаетесь. Так как всё же? Всё понятно без порки было? Или всё же собственные ошибки признавались после нескольких ударов ремня?
А восприимчивость к боли да, она у каждого своя. И болевой порог тоже у каждого свой. Но физическое наказание потому и есть серьёзным наказанием, что боль при нём должна зашкаливать за болевой порог. Иначе от порки толку будет "0".

0


Вы здесь » Центр психологической и семейной помощи "Здоровая семья" 8-499-502-41-52, 8-926-609-83-85 » Бить или не бить ? » Справедливое и несправедливое наказание детей