1. А я как педагог могу привести Вам немало примеров самой настоящей садистской (без кавычек) жестокости и развращённости (впрочем, в школьном возрасте одно ВСЕГДА связано с другим) тех ДЕТЕЙ и ПОДРОСТКОВ обоего пола, которые либо вообще никогда в своей жизни не знали, что такое розга (или ремень, не суть важно), или получили «свободу» слишком рано, едва став подростками, потому что их родителям или не хотелось «возиться» (по принципу «перебесятся»), или представлялось, как Вам, что 15-летних (16-летних, 17-летних) «пороть нельзя». Другой вопрос, что за ЭТО, как правило, не наказывают, по крайней мере, пока не совершено убийство или ограбление, мимо которого не пройдёшь (а сегодня несовершеннолетних чаще всего не наказывают даже за такие дела). Просто корни детской жестокости лежат совсем не там, где таких, как Вы, ЗАСТАВЛЯЮТ их видеть, и это уже подтверждено реальными исследованиями. Например (цитирую опять-таки монографию «Движение за запрет телесных наказаний в семье: истоки, методы, результаты»):
«Это исследование было проделано доктором Ларзелером и Бреттом Куном (Медицинский центр университета Небраски). Мета-анализ является первым исследованием такого рода, рассматривающим результаты использования телесных наказаний (ТН) детей в сравнении с результатами альтернативных воспитательных стратегий… В результате проделанного анализа авторы приходят к выводу: влияние ТН на детей зависит от того, КАК они применяются. Влияние ТН на детей было в целом хуже по сравнению с альтернативными воспитательными стратегиями лишь в случаях, когда применение ТН было ОСНОВНЫМ воспитательным методом (объясняю «на пальцах»: т.е. когда, кроме порки, родители вообще никак не воздействовали на ребёнка: не развивали его, не вникали в его проблемы, не помогали ему в учёбе, не говорили с ним по-человечески и т.п., а пороли даже из-за совершенно незначительных провинностей: не вымыл(а) руки – ремень, не может заснуть днём – ремень, забыл(а) купить молоко –ремень. Так наверняка было и с Вашими маньяками, хотя тут, несомненно, накладывалось и влияние окружающей среды; но за такое «воспитание» я отнюдь не ратую – R.K.). Результаты «регулярного» применения ТН оказались не хуже и не лучше, чем результаты применения иных стратегий (за исключением одного исследования, показавшего хорошее влияние применения физических наказаний на уменьшение пристрастия к наркотикам)…»
И теперь об агрессии, насилии и т.д. :
«Наиболее сильным аргументом предшествующих исследований против регулярного использования ТН был вывод о том, что они связаны с последующими поведенческими проблемами, такими, как агрессия (Гершофф, 2002). Однако, как было показано авторами, эта связь с агрессией существует у ВСЕХ воспитательных стратегий, направленных на исправление поведения.
Проблема причинно-следственной связи была решена Ларзелером и Куном путём сравнения результатов применения ТН с результатами иных воспитательных стратегий. Именно этот подход является методологически корректным, поскольку он сравнивает результаты разных методов ИСПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА, а не состояние детей, которых ИСПРАВЛЯЛИ с помощью ТН, и детей, которые МОГЛИ НЕ НУЖДАТЬСЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ вообще (т.е. исходно принадлежать к выборке с иными показателями, в частности, в отношении агрессии). Авторы установили, что при том, что «регулярное» использование ТН НЕ ПРИВЕЛО К ХУДШИМ РЕЗУЛЬТАТАМ по сравнению с альтернативными стратегиями воспитания, «условное» использование «шлёпанья» как воспитательной стратегии привело к ЛУЧШИМ результатам, чем большинство альтернативных стратегий (т.е. положение дел, когда ребёнок НЕ СОВЕРШАЕТ проступков, зная, что получит за них ремня, и поэтому на самом деле потребность в ремне возникает очень редко. Такая ситуация может сложиться в семье Ольги, если она забудет о парнях, ночных гуляниях и прочих атрибутах «взрослой» жизни и перестанет протестовать против порки, а сосредоточится на учёбе, чтении книг и других полезных или по крайней мере безвредных занятиях - и пороть её, по существу, будет не за что – R.K.)… Таким образом, исследование Ларзелера и Куна чётко демонстрирует, что НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО УМЕРЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ ПРИНОСЯТ ВРЕД ДЕТЯМ». Конец цитаты.
2. Трудно спорить с Вашими словами о необходимости бороться с «идеализацией криминала и насилия», но я хочу обратить Ваше внимание на то, что закономерность, о которой писал Н. Сосновский, имеет место не только в таком уродливом обществе, как современное, но в ЛЮБОМ, даже сравнительно благополучном обществе (об идеальных социумах вроде коммунизма не говорю, потому что в реальности их пока не существовало). И в СССР это было! Это явление (группирование детей в стадо, где будет доминировать право сильного) имеет свои корни в особенностях детской психологии, в которой доминируют архетипические бессознательные модели, восходящие к опыту первобытных предков – т.е. почти ЖИВОТНЫХ (потому что мыслительная деятельность находится в зачаточном состоянии, а нравственных тормозов фактически нет вообще). Да, у кого-то это выражено слабее, у кого-то вообще почти не проявляется (и такие-то дети больше всего страдают в реальных детских коллективах – помните Хрюшу в романе У.Голдинга «Повелитель мух»?), но БОЛЬШИНСТВО детей именно таковы. И адекватным их поведению и их представлениям способом воздействия на них является именно порка, которая создаёт очень стойкий условный рефлекс (см. выше о животном архетипе): «Если я буду делать больно другим без причины (не только физически, но и морально – т.н. «травля»), то ОБЯЗАТЕЛЬНО будет больно мне! Есть сила выше моей, и эта сила ЗАЩИЩАЕТ слабых». И придётся отказаться от примитивного правила «Мне так нравится!» (то, что именно оно определяет поведение большинства детей, я тоже знаю не понаслышке).
И поэтому Вы совершенно неправы, когда говорите, что порка – это КРАЙНЕЕ средство. Здесь-то и коренится ГЛАВНАЯ ошибка, которая в 90% случаев приводит к тому, что ТН дают негативный результат. Вот как говорит об этом д-р Джеймс Добсон: «Речь здесь идёт о порке как о крайнем средстве – своего рода капитуляции. В этом случае порка, что называется, идёт по пятам криков, угроз… и потоков слёз. В эту ловушку нередко попадают даже те специалисты, которые рекомендуют ТН, ибо и они, случается, считают, что силу надо применять лишь тогда, когда все остальные средства уже исчерпаны. ВОТ УЖ С ЧЕМ АБСОЛЮТНО НЕВОЗМОЖНО СОГЛАСИТЬСЯ!
Порка пригодна только в случае упорного непослушания, и применять её надо всякий раз, КАК ОНО СЛУЧАЕТСЯ. И точка! Её применение гораздо действеннее в начале конфликта, когда эмоции родителя ещё вполне контролируемы, чем после получасового препирательства».
Другими словами, порку следует рассматривать не как «последнее средство», используемое после того, как все другие уже опробованы, а как нормальное средство искоренения определённых (не всех!) дефектов детского и подросткового поведения – в частности, сознательного непослушания (а у старших школьников и того хуже – сознательного ВЫЗОВА основным нормам человеческого общежития). Я всегда говорю родителям, что если ребёнок в ответ на какое-то их требование говорит «Я не буду», его сразу же следует хорошенько выдрать. Он должен отучиться это говорить, потому что это – свидетельство открытого и наглого бунта против воспитателя (заметьте, не «Я не могу» или «Подожди, мне некогда», где есть хотя бы попытка объяснить своё неподчинение, и, может быть, вполне обоснованная, а именно «Я не буду!»). Студентам же своим запрещаю говорить такое и с первой же встречи предупреждаю, что за каждое «Я не буду» стану выдворять с занятия. Вот так.
А вот на Веру в Бога Вы сослались зря. Как христианин, хотя и не совсем ортодоксальный, могу Вам напомнить, что Библия прямо требует от родителей применять к детям розги, дабы исправлять их. Помимо Евр. 12, 6 -8 и ряда ветхозаветных текстов, на которые Церковь ссылается и в новозаветном контексте, есть ещё и поучения авторов, причисленных к лику Святых. Например, св. Тихон Задонский: «Посему, христиане, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне БОЛЕЗНУЮТ ТЕЛОМ, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они ПЛАЧУТ ОТ ТЕБЯ, чтобы не плакал ты от них» (цитата по проповеди о воспитании детей Св. Луки Войно-Ясенецкого)
Только не надо о том, что это якобы метафоры: проповеди, касавшиеся вещей практических (воспитания, жизненного уклада и т.п.), были обращены к простым, часто неграмотным людям, не обладающим способностями к расшифровыванию метафор, да и вообще – метафорическим мышлением. Это были конкретные и понятные современникам инструкции, которые воспринимались буквально (в том-то и была их цель). Дело в том, что и христианские, и другие педагоги древности прекрасно понимали, что воспитывать душу без воздействия на тело НЕВОЗМОЖНО. Потребности «тела», оставленные без внимания, будут разрастаться и гипертрофироваться (если поесть, то «пожрать от пуза», если комфорт – то «богатство любой ценой», если секс – то «сразу, как захочется», т.е. ещё в школе) и в конце концов НЕИЗБЕЖНО станут доминирующими, сделав воспитание души просто невозможным. Да, такое происходит не со всеми детьми, но – с подавляющим (в прямом смысле слова) большинством. Тем более это относится к сегодняшнему дню, когда вся экономика, политика и так называемая «культура» (те же рэп, попса, «мыльные» оперы и криминальные сериалы») прямо занимаются гипертрофированием, возвеличиванием потребностей «тела» (я, кстати, на считаю, что телесное обязательно должно быть уродливым и вредным, почему «тело» у меня в кавычках – но это отдельный разговор).
Я хочу довести до Вас одно: появление в поведении ребёнка уродливых аномалий, вынуждающих родителей браться за ремень – вовсе не проявление, как Вы говорите (точнее, как Вам говорят) родительской несостоятельности – по крайней мере, в том смысле, какой Вы в это вносите (может быть ещё другой смысл: следовало взяться за ремень раньше… С этим и я могу согласиться во многих случаях). Можно не жалеть на ребёнка ни средств, ни душевных сил, всячески его развивать, читать ему с детства не «Гарри Поттера» и не Пуллмана, а замечательные книги, водить его в театры, в танцклассы, в изостудии, кружки, музеи, церковь, много ещё куда… А ему в 12 лет стукнет в голову, взыграют гормоны, захочется какой-нибудь поганой компьютерной игры, увиденной у одноклассника, впечатлит его «крутой вожак» подростковой стаи, целующий и щупающий на его глазах «продвинутую» и эффектную «мисс класс» - и всё, плюнет он и на Ваши внушения, и на Ваши ценности. Предаст! Да, потом, может быть, станет жалеть и кусать локти (если не получится преуспеть на этом пути, или последствия будут слишком тяжёлыми), но будет уже поздно: наломает таких дров, что исправить ничего (в т.ч. в своей личной судьбе) не получится. Это – не аномалия. Это – НОРМА (и, кстати, я сам – если не совсем тот случай, то ТОЛЬКО благодаря строгости моих родителей).
Чтобы «тело» не мешало душе, нужно его сначала УСМИРИТЬ (порка), а впоследствии соединить с душой, не искоренив ВСЕ его потребности (ни Боже мой!), а облагородив их и направив в другую сторону (эмоциональное и нравственное развитие, приобщение к «высшим этажам» культуры). И те, кто вопят «Долой насилие в семье!» (читай – телесные наказания и запреты), знают это всё не хуже меня. Но цель у них – прямо противоположная моей, а именно – создание и укрепление во всём мире такого общества, какое мы сейчас у себя имеем: общества разобщённых и не имеющих нравственных императивов индивидов-эгоистов, которыми именно по причине их разобщённости («атомизации») легко управлять – вплоть до регулирования их численности, как поголовья скота. Сейчас правительством РФ по прямым инструкциям с Запада осуществляется планомерный и успешный ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ГЕНОЦИД населения, и «атомизированнные» дегенераты уже который раз голосуют за тех, кто его осуществляет (потому что одним сегодня хорошо, другим первые внушают, что может быть ещё хуже, и они верят, третьи вообще относятся к выборам, как к какой-то игре, а на тех, кто мучается и гибнет, как упоминавшийся мною поэт или моя 37-летняя (!) коллега, и тем, и другим, и третьим – что? Правильно, ПЛЕВАТЬ!). Великолепный пример эффективной «зачистки территории»: Гитлеру такое и не снилось! И бороться с этим порядком, проповедуя «детскую свободу» и ставя «права ребёнка» выше прав родителей, семьи и общества – ну, простите, это всё равно, что тушить пожар керосином.
Как воздействовало на Вас воспитание «без насилия», я судить не могу, потому что ничего о Вас не знаю. Да и в любом случае, не считаю допустимым переходить на личности. И так уже на этом форуме «засветились» несколько настоящих мерзавцев и мерзавок, которые по иронии судьбы (?) разделяют Ваши взгляды (при этом из них так и прёт самая что ни на есть звериная агрессия). Более того: сам знал одну такую (жил с ней), которую в школьные годы не пороли (только один раз отшлёпали уже в 18 лет), потому что было НЕ ЗА ЧТО. А вот во что принцип «Всё, что угодно, только не порка!» превращает БОЛЬШИНСТВО современных девочек – об этом я много чего мог бы порассказать. Господи, помоги Олиной маме!
3. В целом я согласен с Вашим определением, но только с одним «но»: такие люди сегодня, как правило, успешными быть не могут (если только они не достигли чего-то раньше, до 1991 г, как это было с моим отцом). В обществе, где заправляют живодёры, для достижения успеха требуются совсем иные качества, и умение предавать здесь находится на одном из первых мест. Граждане РФ, голосовавшие за… победивших на последних выборах, ПРЕДАЛИ и своих живых и покойных соотечественников (вроде тех, о ком я упоминал), и свою страну.
«Уходили мегаполисами в огород,
Тащились куликовскими битвами,
Расслаблялись получать удовольствие
(По фиг как, лишь бы не было войны).
Со следами вырождения на лице
Перековывали меч на арахисы,
Сдавали братьев коршуну за СКВ,
Растили трепетно в себе Микки-Мауса.
А поезд ехал в Диснейлэнд…».