Как уходят из жизни гениальные люди ? Чаще всего необычно. Их смерть становится такой же вспышкой, какой была жизнь .Неординарные в свое земном бытие, они смерть не встречают, а идут к ней : упорно и бесстрашно.
Не стал исключением и сравнительно недавний уход из жизни знаменитого кутюрье Джанни Версаче. Как всегда , в версиях и предположениях недостатка не было. Среди них и дежурные полицейские - убийство с целью ограбления и мафиозная разборка. Чуть позже появилась третья - Версаче убил гангстер - гомосексуалист 27- летний Эндрю Филипп Кьюненен. Н и для кого не было секретом, что Версаче , как, впрочем, и большинство других представителей высокой моды , много времени проводил на различных гомосексуальных тусовках ,так же как и его предполагаемый убийца , живший исключительно за счет богатых спонсоров. Что дальше догадываетесь ? Верно, Версаче был одним из них. Не додал денег, пренебрег партнером - ну, всякое такое...
В общем -заурядный детектив.
А ведь все было совсем иначе. И вот почему.
Полиция подходит (эти версии остаются в силе и сегодня) как к смерти обычного человека ,а он был гением ,творцом, художником. Такие люди живут в сконструированном ими мире грез и фантазий , а творчество служит для них мостиком, соединяющим ИХ МИР С НАШИМ.
Слышали ли вы, о таком понятии- КОСВЕННОЕ САМОУБИЙСТВО ? Задумывались ли о том, почему многие талантливые, гениальные люди пытаются спрятать свою смерть, свое желание смерти, жажду смерти - кто за дуэль, кто за болезнь, кто за роковую женщину - отравительницу ? Не проще ли самим, как Есенин, Маяковский...Оказывается, нет. Самоубийство, убийство своими руками, для натур творческих, дело мало возможное . Живущие над жизнью , общающиеся с ней посредством произведений , они и смерть свою воспринимают как одно из них - кто как очередное , кто как последнее...
Вся тайна в том, что УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ ,ДЛЯ НИХ НЕ ЗНАЧИТ РАССТАТЬСЯ СО СВОИМ МИРОМ .Напротив , многие из них считают, что оборвав земную связь, они станут свободными и творчески беспредельными...
Зная это ,совсем не трудно понять когда у художника впервые возникает мысль о косвенном самоубийстве. Тогда , когда груз житейских ,бытовых проблем становится невыносимым когда тчательно оберегаемый, выношенный , выдышанный мир образов и фантазий начинает тесниться и рушиться под напором реальных жизненных переживаний.
Вернемся к Версаче. Незадолго до смерти врачи ему вынесли смертный приговор - обнаружили у него тяжелое раковое заболевание. Эта новость вызвала у великого модельера сильнейшую депрессию. Не смотря на доводы медиков , Версаче наотрез отказался от любых попыток борьбы за жизнь. Тогда его с огромным трудом все - таки уговорили лечиться. Химеотерапия помогла , рак отступил. Но, как говорится в пословице : «пришла беда - отворяй ворота» -начались убийства друзей, финансовые разборки с родственниками, обвинения в причастности к мафии , а затем и подозрения на вирус СПИДа...
Гораздо с большей вероятностью чем полицейские версии , можно утверждать , что Версаче собственноручно написал сценарий , выбрал исполнителя и поставил свое последнее земное шоу.
Об исполнителе хотелось бы сказать отдельно. В сценарии косвенного самоубийства ему всегда отводится главная роль. На исполнителя возлагаются все тяготы убийства. Берет он их на себя чаще всего не зная истинных намерений своей будущей жертвы.
Хрестоматийный пример. Пушкин как зачарованный шел под пистолет Дантеса. Его не остановили ни уговоры друга Жуковского, ни вмешательство самого царя. Впоследствии оказалось ,что Дантес не имел никакого отношения к пресловутому «Аттестату рогоносцев»-приглашению Пушкина стать членом одноименного общества. «Кокетирование» же его жены с Дантесом, или Дантеса с Наталией Николаевной, тоже вряд ли имело ту чувственную окраску ,которую приписывал им Пушкин, поскольку Дантес был гомосексуалистом.
То же самое - Лермонтов. Он буквально «донял» Мартынова своими приставаниями и оскорблениями. Дело отнюдь не в военной форме , которую носили и Дантес и Мартынов, а в исконно мужских чертах характера, выбранных на роль исполнителей ЗАМЫСЛА.
Ключевые слова здесь - МОЖЕТ УБИТЬ. Помните лермонтовское : «в руке не дрогнет пистолет». Вот это самое «не дрогнет» и привлекает постановщиков своей смерти.
Как выяснилось, Версаче знал своего убийцу давно. Журналистка Морин Орт пишет, что когда несколько лет тому назад Кьюненен встретился с модельером за кулисами оперного театра в Сан - Франциско, Джанни в ответ на приветствие обнял его со словами : «Я вас отлично помню...». Кьюненен устраивал Версаче на роль любовника - убийцы , как Дантес Пушкина на роль убийцы - соблазнителя жены, а Лермонтова - Мартынов - на роль невыносимого скандалиста .
Во всяком случае они все «могли» и «были». Кем? ЛЮДЬМИ ИЗ ФАНТАЗИЙ , ЛЮДЬМИ ИЗ ВООБРАЖЕНИЯ . Поэтому -то представления Пушкина не поддаются разумной оценке, и даже царь оказывается бессильным...Он играл спектакль своей смерти, так же как Лермонтов, так же как Версаче. Спектакль этот уже не раз и не два сыгран в воображении, оценен, осталось последнее - перевести его в жизнь , да так, чтобы зрителям не было скучно, чтобы он запомнился надолго.
Посмотрите какие декорации: у Пушкина - мороз, снег, тишина, у Лермонтова - гора Машук, гроза , дождь , у Версаче - безысходный траур. Он долго и настойчиво прощался с нашим миром. Чем не образная репетиция будущего выстрела в собственный затылок стрельба из пистолета (правда, холостыми патронами) его любимой модели Наоми Кэмбелл на последнем показе своей коллекции, выдержанной в траурных , прощальных тонах. Прозрачно намекая на ближайшее будущее , Версаче распорядился придать «траурный» вид интерьеру своей виллы на озере Комо, в 45 километрах от Милана, на которой он проводил большую часть своего времени .
Спектакль состоится , спектакль не будет перенесен !
Говоря о косвенном самоубийстве, важно не упустить из виду и то , что в основе его всегда «разлад между мечтой и реальностью» , между жизненным бытием и образным .
Прекрасно видно это на примере Пушкина. Попробуем прочертить , пунктирно обозначить процесс формирования внутреннего , подсознательного сценария жизни поэта, понять скрытые мотивы его поступков .Мать , находясь все время в агрессивном настроении, воспитывает в маленьком Саше настороженное, брезгливое и злобное отношение ко всему женскому . Отец, самоустранившись из его жизни , вызывает черед своих «заместителей» ( дядя Василий Львович , Карамзин , Жуковский , Бенкендорф , Николай 1) . Пушкин привыкает к жизни под «покровительством». Его собственное мужское «Я» проявляется только в творчестве. Причем идея творчества тоже заимная , «списанная» с дяди . Да и одно из первых , полностью посвященных женщине и вообще женскому произведений - баллада 14 летнего Пушкина « Тень Баркова » не что иное , как перенасыщенное матерной лексикой подражание поэме все того же дяди Василия Львовича «Опасный сосед».
А что же юный племянник ? Смысл его баллады простой : кто творит , тот и имеет жизненную и любовную силу . А вот отношение к женщине отнюдь не барковское , а вбитое в него розгами и оскорблениями Надежды Осиповны - отношение презрения и циничного, физиологического мужского превосходства. Можно было бы списать все эти неуклюжие поэтические экзерсисы на «грехи и неопытность юности».
Но , к сожалению, это мужская позиция Пушкина, проходящая через всю его жизнь.
Авторитетнейший пушкинист М. Цявловский , комментируя «Тень Баркова» писал, что для поэта вообще характерно «скопление, нагнетание неприличных слов, обычных как в произведениях, так и в его письмах». Цявловский приводит список произведений Пушкина «о двадцати листах» , в котором отмечено более 150 случаев подобной «стилизации». Едва взглянув на них , сразу же понимаешь величайшую внутреннюю трагедию поэта.
Все его творчество, все его «Я Вас любил...» было не чем иным, как тем самым идеальным , созданным фантазией миром , духовных , чистых отношений с женщинами, миром , которого в реальности Пушкин никогда не имел. Пусковым моментом размышлений об уходе из жизни, возможно, стало то, что он усомнился в искренности и верности той , в которой, по его мнению, был воплощен , материализован воображаемый женский идеал . Смерть стала казаться ему единственно возможным разрешением внутреннего конфликта .
Что привязывало Пушкина к жизни ? Кипение чувств , страстей , влюбчивость необыкновенная, принимаемая им за любовь .Он жаждал , хотел реальной , земной любви , а встречался с ней только в своем творчестве. Жизнь стала платой за несостоявшуюся Любовь .
Сходную внутреннюю драму разлада пережил Лев Толстой, избравший способом ухода из жизни болезнь. Выведенный , выпестованный им в воображении нравственный кодекс поведения постоянно вступал в конфликт , едва соприкасался с реальной жизнью. Материальное теснило и оскорбляло идеальное . Сорок лет , прожитых им с женой, давали ему право, как он считал, требовать , чтобы она хоть немного соответствовала тому , к чему Лев Николаевич страстно призывал в своих произведениях и статьях : опроститься , отказаться от всех материальных благ , жить жизнью трудового народа . Софья Андреевна не хотела , точнее не могла . При всей своей гениальности , Толстой никак не мог понять , что ЕГО сфантазированное , никогда не станет таким же органичным ЕЕ . Мелочь - Лев Николаевич увидел в щелку двери свет и жену , роющуюся в его бумагах . Этого оказалось достаточно. Зная наследственное предрасположение к простудным заболеваниям ( его старший брат Николай и любимый сын Ванечка умерли от воспаления легких ) Толстой выходит раздетым из дома , якобы посмотреть «запрягли ли лошадей» , а дальше - неделя в горячечном бреду и всероссийские похороны .
Страдал от своего таланта и Горький .. Для него игра со смертью стала вторым смыслом жизни. Рано открыв в себе страсть к самомучительству, саморазрушению, он пережил в юности неудачную попытку самоубийства , а затем всю жизнь руками других пытался осуществить задуманное. Поэтому явно несостоятелен миф о роковой женщине Марии Будберг- Бенкендорф якобы убившей «буревестника революции». Можно говорить только , и то с натяжкой , о совпадении намерений Сталина и Горького . Нет, Будберг отравительница . Вопрос только в том - не помогал ли в этом ей сам Горький, решивший в очередной раз сыграть со смертью в поддавки. Совсем как у Ницше: «Жажда глубокой боли. Когда страсть проходит , она оставляет после себя темную тоску по себе , и даже исчезая , бросает соблазняющий взор...Бурное страдание все же предпочтительнее вялого удовольствия» . И Алексей Максимович страдал и находил поводы , чтобы страдать . Вместо уравновешенной , рассудительной Екатерины Павловны Пешковой его женой становится актриса МХАТА Мария Федоровна Андреева .
Случайно ли ? Только ли потому, что Горький был очарован ее исполнением роли Леля в пьесе « Снегурочка » ? Думается , что нет . Это тот , увы , нередкий пример внутреннего , подсознательного тяготения родственных , тщательно скрываемых от всех душ. Игра со смертью была так же частью жизни Марии Федоровны. Шло все от ее матери. Та , заигравшись однажды , действительно покончила с собой , предварительно выколов на портрете глаза своей внучке Кате Желябужской. Может быть, главное достоинство Андреевой для Горького было в том , что она умела великолепно закатывать истерики и разыгрывать «сцены умирания», Алексею Максимовичу это нравилось, и он подливал масла в огонь. В присутствии жены ухаживал за Варварой Васильевной Шайкевич . Мария Федоровна ревновала , плакала , «прощалась с жизнью». Плакал и Горький. Поплакали - и все осталось на своих местах .
Иначе быть и не могло. Жизнь этой супружеской пара плавно и незаметно перетекала в театр. Театр становился жизнью , поиск бурных страданий вытеснял разум. Попереживав за мужа , Андреева тоже не осталась в долгу - сделала своим любовником Петра Петровича Крючкова, помощника Горького .
Так и жили, пока не появилась коварная Будберг, наконец , осилившая столь желанную для Алексея Максимовича роль ИСПОЛНИТЕЛЯ ЗАДУМАННОГО .
Но вернемся в наши дни , к Версаче .Его смерть , если видеть в ней не убийство , а КОСВЕННОЕ САМОУБИЙСТВО, поднимает еще проблему , намеченную , кстати , никем иным как Пушкиным - «поэт и толпа» . Ощущение своей избранности и одиночества . У Версаче оно обострялось еще его нестандартной сексуальной ориентацией . О нем можно уверенно сказать : «непохожий на всех» . А следовательно, чужой , инородный везде , кроме искусственно созданной среды - своих коллекций одежды и вилл . Это ощущение было точно определено Львом Толстым как «ПАФОС ПОСЛАННИЧЕСТВА» . Отсюда внутреннее совершенно спокойное отношение к своему появлению в нашем мире и уходу из него . Миссия выполнена .
Степан Колесов,
врач суицидолог