Все дети талантливы. С этим, вряд ли, кто будет спорить. Но можно ли таланты, заложенные в каждом ребёнке уже в раннем детстве обнаружить и развить? Есть ли какие-нибудь простые, доступные каждому родителю методы определения творческих начал в ребёнке? Они есть и для них не надо никаких затрат, кроме заинтересованности и фантазии.
Присмотримся внимательнее к бесспорным гениям. Что их отличало от остальных детей? Наличие эйдетического воображения – вспоминаемых внутренних образов, обладающих свойством быть настолько живыми, что они кажутся совершенно реальными. Такой тип зрительного воображения чаще всего связан с правым не доминантным полушарием головного мозга.
Эйдетическое воображение бывает и у обычных детей. Бывает, они пугаются нахлынувших внезапно неконтролируемых образов, поскольку с трудом ещё отличают внешнюю реальность от своего внутреннего опыта. К сожалению, очень часто вместо разумного вмешательства и воспитания и развития эйдетической образности преобладает стратегия подавления в процессе роста ребёнка любых проявлений образности, уменьшения степени «живости», возникающих у него зрительных картин.
Недаром существует поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Действительно, убивая в себе зачатки эйдетического воображения, ребёнок перестаёт бояться и «справляется» с пугающими его картинами. Но какой ценой? По - существу, отказа даже шанса на гениальность.
«Секрет гениальности прост, - считал русский учёный и мыслитель Павел Флоренский, - сохранение детскости, детского мироощущения на всю жизнь». «Детскость»- по Флоренскому, и есть тот самый «философский» камень таланта. С её уничтожением исчезает и сам талант, и любые надежды на его проявления.
Дети – прирождённые эйдетики. Понаблюдайте, как играет ребёнок, наделяя предметы не свойственными им качествами. Игра для него – главная умственная и созидательная деятельность. Как быстро стульчик превращается в машину, корабль, ракету…Как преображается комната, где маленьким волшебником всё включено в игру и подчинено её логике. Под воображением ребёнка легко оживает кукла и разговаривает по телефону с медведем, а перед тем как лечь спать плюшевой собачке он ставит градусник…
Вскоре наступает время , когда и предметы оказываются не нужны. Ребёнок воображает предметы, людей, зверей, целые сцены, даже события. Примечательно – ребёнок воображает предметы не потому-что они отсутствуют, а потому-что, того требуют воображаемые законы игры. Воображает не только реальные предметы, но и нереальные, вводя в свои действия элементы нового и, делая игру творчеством.
И, пожалуй, самый главный закон детской игры. Она всегда сочетает в себе и реальное и воображаемое. Но чем больше в них реального, тем меньше потребность в воображении. Важный совет родителям – никогда не прерывайте окриком детскую игру, тем более словами, что «расшалился не вовремя» или требованием «прекратить безобразие». Прервать игру насильно, под влиянием воли взрослого – значит грубо сломать его вдохновение, сломать волшебный мир образов. В такие минуты лучше действовать не приказом, а – подыграть, направив игру к нужной вам цели.
Родителям никогда не следует забывать, что путём многочисленных экспериментов было установлено, что наиболее творческий подход к решению любых проблем проявляют дети, чьё воображение получило возможность развиваться при одобрительной, направляющей взрослых. К сожалению, это бывает не часто. Приходится признать, что и сегодня существующая система и дошкольного и школьного образования не развивает, а тормозит развитие творческих импульсов в ребёнке. Более того – воспитатели и учителя оказываются вообще ни к чему не способными кроме дидактических «предметных» занятий. Нужны ли они вообще ребёнку? Ведь школа должна воспитывать личность во всём многообразии её проявлений, а не давать отрывочные, как правило, редко используемые во взрослой жизни знания.
Проблема лежит на поверхности, известна давно. Вот, что, например, писал о ней психолог Е. Регирер аж в 1969(!) году: «Создаётся даже ложное представление будто самое важное – впитывание готовых знаний, а не развитие собственной сообразительности. Школа приучает к обоснованности рассуждений, но недостаточно развивает свободу полёта воображения. Большая удача, если взрослый, развив свои критические способности, сохранил детскую лёгкость воображения».
Совсем не случайно, что некто иной, как Альберт Эйнштейн, которого самого в детстве считали в школе «самым несообразительным учеником и тупицей», говорил, что всегда мыслил образами, а не словами или математическими уравнениями. Он утверждал, что теория относительности выросла из его подростковой фантазии, когда он пытался представить себе, «на что была бы похожа реальность, если бы он ехал на конце светового луча».
Другой бесспорный гений «Леонардо 19 века» Никола Тесла все свои 700 открытий, намного опередивших своё время, сделал эйдетическим путём. «Мне не нужны были модели, рисунки или эксперименты, - говорил Тесла,- Я мог рисовать их в моём сознании. Так бессознательно я пришел к тому, что разработал новый метод материализации идей и концепций, полностью противоположный чисто экспериментальному».
Творческий метод Тесла поразительно похож на то, о чём говорил Моцарт, утверждавший, что сначала он сочинял музыку в голове, а когда она была готова просто «переносил» её на бумагу. Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что она была «почти полностью завершенной и законченной в моём мозгу, так что я мог её рассматривать, как прекрасную картину или статую…»
Но, возможно, скажете вы – это гении. А что делать нам, простым, обыкновенным?
То же самое, что делали все гении – развивать своё воображение. Как? Через образно- ассоциативные связи и визуализацию. Именно визуализация – двигатель воображения. Способность представить и оживить воображением.
Работая с детьми, мне не раз приходилось делать для них различные модели развития эйдетического воображения. Постепенно, сложилась единая модель, охватывающая возраст с 3-х до 9-ти лет. Привожу её не как догму, а как «информацию к размышлению» - побуждение к родительскому творчеству.
Т В О Р И М О Е Ч УД О
Развитие творческого воображения и самовыражения.
«Отличительный признак благородной
гениальности, сильные чувства и страсти,
над которыми властвует железная воля».
Томас Карлейль
Я У Ч У С Ь ! 3 – 5 лет
НАБЛЮДАТЬ:
Я – человек – зоопарк.
На кого, кто похож.
Мамы разные важны,
Мамы разные нужны.
ФАНТАЗИРОВАТЬ:
Оправдание позы.
Маскарад.
Оправдание позы.
РАССКАЗЫВАТЬ:
О себе.
О своих родных.
Сочинять смешные и страшные истории.
ИГРАТЬ:
Укротитель.
Праздник поросят.
Праздник пиратов.
РИСОВАТЬ:
История о проросшем зёрнышке.
Что общего между человеком и птицей?
Цвета радости, печали, раздумья.
БЫТЬ ЗДОРОВЫМ И СИЛЬНЫМ:
Живу по режиму.
Тренирую своё тело,
придумывая упражнения.
Закалять себя.
Я П Ы Т А Ю С Ь П О Н Я Т Ь 5-7 лет
ПОЧЕМУ
В искусстве существует стиль?
Художники неодинаковы. Среди
Них есть живописцы, графики,
акварелисты. Как часто художники рисуют
свои автопортреты?
Так непонятны иконы?
Они действительно могут
совершать чудо? Что я рисую себя что-ли?
Откуда возникает этот самый
рисунок на бумаге?
Художник настоящий только
тот, кто пишет большие картины?
Я С О З ДА Ю С В О Й Т Е А Т Р 7-9 лет
ВНИМАНИЕ! ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕАТР «ХОХ ОТ УН»
Его девиз: «Что мне делать, если
Смешинка в рот попала?»
ТРЕБУЮТСЯ!
ХУДОЖНИКИ!
ДРАМАТУРГИ!
НАБИРАЕМ ТРУППУ!
Пока у нас всего одна актриса
И один актёр:
Красавица и недотрога бабочка Алексина
И гномик Бабунчик.
СПЕШИТЕ!
Алексей Кононенко,
возрастной психолог