Отцовский    долг

Мужчину – порождает мужчина. Эти слова подарил человечеству Аристотель. Но и до греческого философа, в самой давней первобытно - общинной древности, люди строили свою жизнь так, что воспитанием сыновей всегда занимались отцы, внушавшие им переходящую из века в век истину: мужественность не спускается  к мальчику сверху, как благодать, а добывается ценою преодоления больших трудностей.
Разные  учёные, в разных странах, изучая разные народы, пришли к единому выводу: Чтобы из мальчика вырос мужчина, необходимы три обязательных условия. Главное из них, что ещё подростком мальчик должен понять свою мужскую сущность, своё мужское предназначенье. Как считает французский этно-психолог Ги Корно: «Во многих обществах распространено мнение, что стать взрослым мужчиной – это проблема. В отличии от женщины, которая есть, мужчина должен быть сделан!».
В жизни многих мальчиков побуждающим к мужскому действием, становятся различные испытания «сражения с самим собою», которые по свидетельству французского психоаналитика Элизабет Бадентэр «иногда связаны с физической или психической болью».Однако, чтобы эти два условия превращали мальчика в мужчину, роль отца в его жизни должна быть доминирующей.
В каждом обществе эта схема развития мужественности в мальчике преломлялась и преломляется по- своему. Нас, естественно, интересует Россия. Мужчинам московского микрорайона Гольяново был задан вопрос: «Ваша роль в воспитании сына?». Из 300 ответивших отцов подавляющее большинство(231) написали: «Не мужское это дело».
Откуда такая уверенность? Конечно же, дело не в какой-то особой отцовской зловредности, нет. Проблема в нашем российском менталитете, той самой русской душе, о которой Николай Бердяев писал: «Россия…женщина». А раз женщина, значит и по- женски взбалмошна, живёт отнюдь не рассудком, а чувствами. От того-то на Руси всегда был силён культ матери. В существовавшей векам старорусской патриархальной семье, исконно отцовскую функцию и воспитания и наказания мальчиков всегда выполняли матери. И, увы, выполняют сейчас. По данным анонимного анкетного опроса10 тысяч школьников 5-10 классов, десяти городов центральной России детей наказывают в 98%  семей  и 81% наказывающих  - это матери. Это не может не тревожить. Происходит искажение  мужских стереотипов поведения, передать которые мальчику может только отец.
Психологи установили, что мальчики, выросшие вне отцовского воспитания, имеют пониженный уровень притязаний. У них чаще наблюдаются неврозы, они испытывают большие трудности в контактах со сверстниками. Фактическое отсутствие в их жизни отца резко снижает их самооценку. Пытаясь утвердить своё мужское «Я», они, не перняв у отца, не усвоив мужской стиль поведения, склонны к беспричинным, на поверхностный взгляд проявлениям агрессивности, грубости, драчливости. Криминологи выводят прямую зависимость между слабостью отцовского начала в семье и детской и подростковой преступностью.
Проблема, кстати,  не новая. На её общую причину постоянно указывают этно-психологи. С середины 19 века индустриализация человеческого общества коренным образом меняет семейные отношения. Отец уходит из семьи. Он работает весь день вне дома: на заводе, в шахте, конторе. Если в XVIII  муж и жена работали вместе на ферме, на рынке или в лавке, а дети им помогали, то теперь мир семьи разделился надвое. С одной стороны это дом, где распоряжается мать, с другой – общество, профессиональные  и социальные занятия царят отцы- мужчины. Проведённый ещё в 1983 году английским социологом Шер Хайт опрос 7 тысяч мужчин дал неутешительные результаты. Оказалось, что почти нет мужчин, кто бы сказал, что был близок к отцу или близок с ним сейчас…
Размышляя над создавшейся ситуацией американский  психолог Питер Стринс говорит о переосмыслении понятия мужественности. Физическая сила и честь заменяются успехом, деньгами и почётной работой, оправдывающими отделение отца от семьи.
У нас, в России, этот процесс распада патриархальных внутри семейных отношений происходит более медленно, но результаты его оказались ещё плачевнее. Отцам, оставшимся в семье преуготовлены три роли: проверяющих, сдерживающих и наказывающих. Легко заметить, что все они имеют дело с результатом, а не процессом воспитания.
Вот где реальные причины детской и подростковой преступности, наркомании, проституции!
Уверен, что давно надо «остановиться, оглянуться», где начало того губительного пути, по которому идёт сегодня российская семья, пути, в конце которого – её полное уничтожение.
Давайте поразмышляем вместе. Начало? Да мы все знаем -  где оно. Россия – страна традиционного патриархального уклада жизни. Распад патриархальных внутри  семейных отношений – это прежде всего распад семьи, уничтожение её нравственных ценностей и ориентиров.
Поговорим о «Домострое». Не как о пугале поколений средневековой затхлостью  дикостью, а как о книге, теории, учении, коренным образом изменившим уклад русской семьи, вылепившим её такой, какой она в слегка изменённом виде дошла и до нас. Именно в  домостроевском «Наставлении отца к сыну» впервые прозвучали и остались как педагогическое завещание слова: «Благославляю я…сына своего… жить с чистой совестью и по правде». Вот она готовая формула воспитания! Формула, опробованная, выверенная веками. Вернуться к ней  даже не необходимость, а условие выживания.
Судите сами. Безотцовщина, при живых и даже не ушедших от сыновей отцах – таково сегодняшнее реальное положение во многих современных российских семьях. На подмеченное американским психологами отцовское унижение и их отстранённость от процесса воспитания у нас еще накладывается яростное разрушение вековой, педагогической народной практики. Обобщая её «Домострой» писал:« Наказывай сына своего с юности и он успокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей».И дальше в полном соответствии со средневековыми приёмами воспитания:«…и не жалея бей ребёнка, если розгой высечешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня тело его, душу спасаешь от смерти!»
Сегодня, конечно, вряд ли кто станет возрождать подобные методы воспитания, но отрицать вообще наказание, не глупость, а родительское, прежде всего отцовское преступление. Любому возрастному психологу известно, что формирование здоровой самооценки у мальчика, его безболезненная адаптация и уверенность в жизни возможны только через дисциплинирующее начало в семейном воспитании.
Отцам  тоже должен быть известен и понятен этот не хитрый механизм воспитания в мальчике мужчины. Огромное значение в этом процессе имеет сила отцовского примера. Отец – социальный тренер мальчика, человек, вводящий его в жизнь. Именно он обязан формировать в нём стереотипы здорового социального поведения. Главное здесь, чтобы мальчик воспринимал все отцовские усилия как необходимые для его жизни и исполнял бы все требования отца с радостью и желанием. Это возможно только при одном условии: если отец стал для сына личностью.
Повторю еще раз: МУЖЧИНУ ПОРОЖДАЕТ МУЖЧИНА.

                                                                  Андрей Николаев,
                                                                                                семейный психоаналитик