Вот  типичный  рассказ  молодой  женщины  по   поводу   необычного   с  ее  точки  зрения поведения   дочери: «Моей  дочке  девять  лет. Этим  летом  мы  поехали  с  ней  в Серебряный Бор покупаться . Но  на  нашем  пути  буквально  встала  преграда - пляж  московского  общества  натуристов . Проще  говоря, голые  мужчины, женщины. Были  среди  них  и  дети . Я  удивилась  как  внимательно  и  заинтересованно  дочка  смотрела  на  них. Мы  с  мужем  воспитываем  нашу  Дашу  в  скромности. Дома  стараемся  не  появляться  перед  девочкой  без  одежд.  Да  и  в  ванной  она  уже  моется  сам , взрослая  ведь . А  тут  без  стеснения  друг  перед  другом  столько  голых  людей !Но  главное -  не  это . Мы  выкупались  и  позагорали  с  Дашей  на  другом , нормальном  пляже. Придя же домой, Даша  заявила, что  будет  так  же  как «те  дяденьки  и  тетеньки, девчонки  и  мальчишки»  купаться  голой  и  ходить  дома  без  одежды, если  тепло. Как  мы  ее  не  уговаривали,  как  не  упрашивали - все  без  толк,  уперлась  на  своем. Что  мне  делать? Помогите!»            
Историй  таких множество. Как  относиться  к  ним  родителям? С  пониманием. Ведь  знаем  мы, взрослые, но  часто  забываем, что проходим  в  жизни  путь, повторяя  в  своем  развитии   историю человечества. Одежда  была  придумана  людьми совсем  не  из-за  чувства  стыда,  а  для  защиты  от  холода, а  иногда  для  украшения  тела. Для  нас  и  сегодня  одежда  часто  выполняет  ту  же  роль , что  татуировка  для  нашего  далекого  предка. Между  прочим, первыми  украшению, а  затем  и  прикрытию   он  подверг  половые  органы  и  другие  части  тела, имеющие  сексуальное  значение.
Что  самое  интересно, тоже не  из - за  чувства  стыда  или  боязни   холода,  а  из -за  стремления   выделить  их , возбудить  к  ним  интерес, желание .В  бестселлере  начала  века «Половой  вопрос»  один  из  пионеров  мировой  сексологии  Август  Форель  резонно  замечал : «Делались  попытки  внушить  дикарям  стыдливость,  приучить  к  ношению  одежды, но  результаты  получались  совершенно  обратные,  так  как, с  точки  зрения  дикаря,  безнравственно  и    бесстыдно  закрывать  половые  органы. Дикарки  так  же  стыдятся  надевать  на  себя  малюсенькие  юбочки,  как  наши  женщины  разоблачаться  в  присутствии  посторонних».
             Нетрудно  заметить,  следуя  дальше  по  ступеням  развития  человечества,  что  появление  одежды  и  стремление  к нравственности, если  и были  связаны ,  то  в  обратной  зависимости . Отсутствие  одежды ,  как  показывает  история  человечества ,  не всегда означало  «разложение нравов». Со  школьной  парты всем  нам  известны  эпохи,  в  которых  нагота  становилась  нормой  общественного  поведения. Мораль  от  этого  не  только  не  страдала,  но и  выигрывала. Это  и  Древний  Египет,  и  Древняя  Индия,  и Древняя Спарта. Вот  что,  например,  писал  немецкий социалист Август  Бебель  о  спартанском   обычае  приучать  детей  и  подростков  до  15 - летнего  возраста  ходить  нагими,  принимать  участие  в  совместных  играх  и  упражнениях: «Так  у  них  развивался  вкус  к  простоте. В  этом  обычае  не  было  ничего,  что  могло  бы  нанести  вред  стыдливости  и  возбудить  сладострасти . Но это  помогало  воспитывать  сильное , уверенное  в  себе  и  знающее  себе  цену  поколение».
Конечно  сегодня совсем другая эпоха, в которой, к сожалению, часто нормальное  вывернуто  наизнанку. В  чем  тревога  Дашиной мамы?  Почему  она  так  волнуется?
Потому-что, невинное желание  девочки радоваться красоте, силе, возможностям своего  тел,  воспринимаются  маминым  подсознанием  как  стремление  выйти  за  рамки  «запрещенного». Но  винить  эту  женщину  нельзя. Она, так же, впрочем, как и многие из нас, жертва  так называемой  религиозной  рефлексии -  многовековой  обработки  наших  самых   далеких  предков  ханжеской  религиозной  моралью . Глубоко, на  генном  уровне ,  у  многих  нас   в  подсознании  сидит страх  перед  собственной наготой, перед своим телом. Вот,  где  ненормальность,  вот,  где  патология!
          Не  произнося  вслух,  и  часто  даже  не  выводя  из  подсознания  мы  презираем, говоря  церковным  языком «свою  греховную плоть». Но  почему - то, никогда  не  задумываемся  для   чего  все  это  было  нужно?
Тайны  здесь  нет  никакой. Есть  в  психоанализе  термин - сублимация: переход  сексуальной  энергии  в  другое  качество. Например, - в  энергию  работы, политической,  спортивной  борьбы. В  нашем  случае  все  затевается  для  того,  чтобы  сублимировать  сексуальную  энергию  в  религиозный  экстаз. Применяется  традиционная ,  испытанная  еще  египетскими  жрецами  схема. Создается  тайна - тело  закрывается, прячется,  и  в  то  же  время,  его  обладателю  постоянно  внушается  мысль  о  греховности  всего  телесного ,  всех  «плотских  соблазнов  и  радостей».
Что  происходит  в  подсознании  такого  человека? В  нем  роятся  бесчисленные  образы  страха,  вины  за  свое  существование. В  конце -  концов  он   начинает  отрицать  свою  телесную  сущность . А  для  чего  это  нужно ?  Все  дело  в  непримиримом  конфликте  между  любовью  и  религиозным  экстазом. И то и  другое  чувство  основывается  на  полной  отдаче ,  как  бы  сказали  психоаналитики «передаче  своего  внутреннего «Я»  любимому». Вот  как  определил  религиозный экстаз  еще  в  конце  19 века  известнейший  итальянский  физиолог  Паоло  Матегацца : «Отчуждение  от  мира ,  поглощение  всех  мыслей ,  всех  чувств  одной  лишь  любовью  к  незримому  существу , которому  приписывается  все  совершенство, все  величие ,  вся  сила  человеческой  природы  и  души».
              Внешне  формула  человеческой  любви  почти  такая  же - обладать  и  принадлежать. Но  нет  ничего  более  далекого  и  противоположного! Линия  разделения  как  раз  и  проходит,  выявляется  в  отношении  к «плоти  человеческой».  Признав  ее  существование,  восславив  и  поклонившись  как  лучшие  умы древности,  ее  гармонии  и  красоте,  религия  не  досчиталась  бы  многих  верующих. Любить  двоих,  искренне,  с  самоотдачей  невозможно . Выход  был  найден . Простой  выход. Предать  проклятью  все,  что  относится  к  любви  человеческой. Делалось  это  методически,  планомерно, из  века  в  век,  менялись  слова  и  нравственные  критерии, а  смысл  оставался  тот  же.
      Возьмем,  к  примеру, Православие,  религию  повлиявшую  в России на  мировоззрение  каждого  из  нас. Ну,  ладно,  голышом  бегать - бесстыдство,  испытывать  чувство  любви  и  желания - распутство. Но,  вот - брак. По  мнению  православных  проповедников,  это -  «неизбежно  зло». Идеал? Монашеское  безбрачие  и  «пречюдная  непорочная  чистота» «невест  христовых».
Супружеский  секс  раз  и  навсегда  был  объявлен «грехом, богопротивным  делом». Единственным  оправданием  половой  жизни  считалось  продолжение  рода  в  рамках  церковного  брака. Священники  не  уставали  напоминать  о  том , что «честен  брак  и  ложе  нескверно». «Не  грех  с  женами  имети  приближенье  чадородия  ради,- подчеркивали  они. «Приближенье»  же  с  женами «не  чадородия,  но  слабости  рад,  то  есть  во  имя  сексуального  удовольствия  как  такового,  строго  осуждалось ,  как  и  все  попытки  женщин  предохранить  себя  от  нежелательной  беременности.
Не  смущаясь  «батюшки»  заглядывали  в  постель  к  своим  прихожанкам  и  прихожанам,  строго  регламентируя  сексуальную  активность  и  ритм  половой  жизни  супругов. Только  по «праздникам»  разрешалась  интимная  близость,  да  и то  лишь  в  разрешенные  церковью  дни.
    Однако,  одно  дело  мечты,  помыслы  и  стремления  православных  пастырей, -  другое - реальность. Представить  себе,  что  в  средневековой  русской  деревне  крестьяне  купаются  одетыми  просто  невозможно. Были  даже  специальные  праздники (самый  известный  из  них  Иван  Купала), когда  всей  деревней; мужчины,  женщины, дети  шли  нагишом  окунаться в  реку.
   Часто  упускается  из  виду, что  пропагандируемое  церковью  бестелесное  существование  в корне  отличалось   от  народного  восприятия  половых  отношений. Да  грубого,  да  во  многом  животного, но  сочного,  полноценного,  живого. Нет  в  нем  церковных  ужимок  и  оговорок,  но  есть  понимание  любви  и  нередко  человеческого  достоинства. Ибо  самоуничижение -  начало  и  основа  любой  религии.
                   Даше  можно  позавидовать. Она  ничего  не  знает  про  эти  религиозные  накрутки,  она  свободна  от  тревог  и  сомнений, терзающих  ее  маму. Прекрасно ! Сможет  ли  только  понять  это  ее  мама?                                           
                                        Анна Алпатова, возрастной психолог