Вот типичный рассказ молодой женщины по поводу необычного с ее точки зрения поведения дочери: «Моей дочке девять лет. Этим летом мы поехали с ней в Серебряный Бор покупаться . Но на нашем пути буквально встала преграда - пляж московского общества натуристов . Проще говоря, голые мужчины, женщины. Были среди них и дети . Я удивилась как внимательно и заинтересованно дочка смотрела на них. Мы с мужем воспитываем нашу Дашу в скромности. Дома стараемся не появляться перед девочкой без одежд. Да и в ванной она уже моется сам , взрослая ведь . А тут без стеснения друг перед другом столько голых людей !Но главное - не это . Мы выкупались и позагорали с Дашей на другом , нормальном пляже. Придя же домой, Даша заявила, что будет так же как «те дяденьки и тетеньки, девчонки и мальчишки» купаться голой и ходить дома без одежды, если тепло. Как мы ее не уговаривали, как не упрашивали - все без толк, уперлась на своем. Что мне делать? Помогите!»
Историй таких множество. Как относиться к ним родителям? С пониманием. Ведь знаем мы, взрослые, но часто забываем, что проходим в жизни путь, повторяя в своем развитии историю человечества. Одежда была придумана людьми совсем не из-за чувства стыда, а для защиты от холода, а иногда для украшения тела. Для нас и сегодня одежда часто выполняет ту же роль , что татуировка для нашего далекого предка. Между прочим, первыми украшению, а затем и прикрытию он подверг половые органы и другие части тела, имеющие сексуальное значение.
Что самое интересно, тоже не из - за чувства стыда или боязни холода, а из -за стремления выделить их , возбудить к ним интерес, желание .В бестселлере начала века «Половой вопрос» один из пионеров мировой сексологии Август Форель резонно замечал : «Делались попытки внушить дикарям стыдливость, приучить к ношению одежды, но результаты получались совершенно обратные, так как, с точки зрения дикаря, безнравственно и бесстыдно закрывать половые органы. Дикарки так же стыдятся надевать на себя малюсенькие юбочки, как наши женщины разоблачаться в присутствии посторонних».
Нетрудно заметить, следуя дальше по ступеням развития человечества, что появление одежды и стремление к нравственности, если и были связаны , то в обратной зависимости . Отсутствие одежды , как показывает история человечества , не всегда означало «разложение нравов». Со школьной парты всем нам известны эпохи, в которых нагота становилась нормой общественного поведения. Мораль от этого не только не страдала, но и выигрывала. Это и Древний Египет, и Древняя Индия, и Древняя Спарта. Вот что, например, писал немецкий социалист Август Бебель о спартанском обычае приучать детей и подростков до 15 - летнего возраста ходить нагими, принимать участие в совместных играх и упражнениях: «Так у них развивался вкус к простоте. В этом обычае не было ничего, что могло бы нанести вред стыдливости и возбудить сладострасти . Но это помогало воспитывать сильное , уверенное в себе и знающее себе цену поколение».
Конечно сегодня совсем другая эпоха, в которой, к сожалению, часто нормальное вывернуто наизнанку. В чем тревога Дашиной мамы? Почему она так волнуется?
Потому-что, невинное желание девочки радоваться красоте, силе, возможностям своего тел, воспринимаются маминым подсознанием как стремление выйти за рамки «запрещенного». Но винить эту женщину нельзя. Она, так же, впрочем, как и многие из нас, жертва так называемой религиозной рефлексии - многовековой обработки наших самых далеких предков ханжеской религиозной моралью . Глубоко, на генном уровне , у многих нас в подсознании сидит страх перед собственной наготой, перед своим телом. Вот, где ненормальность, вот, где патология!
Не произнося вслух, и часто даже не выводя из подсознания мы презираем, говоря церковным языком «свою греховную плоть». Но почему - то, никогда не задумываемся для чего все это было нужно?
Тайны здесь нет никакой. Есть в психоанализе термин - сублимация: переход сексуальной энергии в другое качество. Например, - в энергию работы, политической, спортивной борьбы. В нашем случае все затевается для того, чтобы сублимировать сексуальную энергию в религиозный экстаз. Применяется традиционная , испытанная еще египетскими жрецами схема. Создается тайна - тело закрывается, прячется, и в то же время, его обладателю постоянно внушается мысль о греховности всего телесного , всех «плотских соблазнов и радостей».
Что происходит в подсознании такого человека? В нем роятся бесчисленные образы страха, вины за свое существование. В конце - концов он начинает отрицать свою телесную сущность . А для чего это нужно ? Все дело в непримиримом конфликте между любовью и религиозным экстазом. И то и другое чувство основывается на полной отдаче , как бы сказали психоаналитики «передаче своего внутреннего «Я» любимому». Вот как определил религиозный экстаз еще в конце 19 века известнейший итальянский физиолог Паоло Матегацца : «Отчуждение от мира , поглощение всех мыслей , всех чувств одной лишь любовью к незримому существу , которому приписывается все совершенство, все величие , вся сила человеческой природы и души».
Внешне формула человеческой любви почти такая же - обладать и принадлежать. Но нет ничего более далекого и противоположного! Линия разделения как раз и проходит, выявляется в отношении к «плоти человеческой». Признав ее существование, восславив и поклонившись как лучшие умы древности, ее гармонии и красоте, религия не досчиталась бы многих верующих. Любить двоих, искренне, с самоотдачей невозможно . Выход был найден . Простой выход. Предать проклятью все, что относится к любви человеческой. Делалось это методически, планомерно, из века в век, менялись слова и нравственные критерии, а смысл оставался тот же.
Возьмем, к примеру, Православие, религию повлиявшую в России на мировоззрение каждого из нас. Ну, ладно, голышом бегать - бесстыдство, испытывать чувство любви и желания - распутство. Но, вот - брак. По мнению православных проповедников, это - «неизбежно зло». Идеал? Монашеское безбрачие и «пречюдная непорочная чистота» «невест христовых».
Супружеский секс раз и навсегда был объявлен «грехом, богопротивным делом». Единственным оправданием половой жизни считалось продолжение рода в рамках церковного брака. Священники не уставали напоминать о том , что «честен брак и ложе нескверно». «Не грех с женами имети приближенье чадородия ради,- подчеркивали они. «Приближенье» же с женами «не чадородия, но слабости рад, то есть во имя сексуального удовольствия как такового, строго осуждалось , как и все попытки женщин предохранить себя от нежелательной беременности.
Не смущаясь «батюшки» заглядывали в постель к своим прихожанкам и прихожанам, строго регламентируя сексуальную активность и ритм половой жизни супругов. Только по «праздникам» разрешалась интимная близость, да и то лишь в разрешенные церковью дни.
Однако, одно дело мечты, помыслы и стремления православных пастырей, - другое - реальность. Представить себе, что в средневековой русской деревне крестьяне купаются одетыми просто невозможно. Были даже специальные праздники (самый известный из них Иван Купала), когда всей деревней; мужчины, женщины, дети шли нагишом окунаться в реку.
Часто упускается из виду, что пропагандируемое церковью бестелесное существование в корне отличалось от народного восприятия половых отношений. Да грубого, да во многом животного, но сочного, полноценного, живого. Нет в нем церковных ужимок и оговорок, но есть понимание любви и нередко человеческого достоинства. Ибо самоуничижение - начало и основа любой религии.
Даше можно позавидовать. Она ничего не знает про эти религиозные накрутки, она свободна от тревог и сомнений, терзающих ее маму. Прекрасно ! Сможет ли только понять это ее мама?
Анна Алпатова, возрастной психолог
Естественное? Постыдное?
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12010-09-26 11:32:39
Страница: 1