Много  забот родителям доставляет    агрессивность ребенка . Причины  ее  могут  быть самыми различными ,  но как  справедливо  отмечает  английский психолог  Генри  Паренс  « ключевое понятие  здесь   чрезмерное неудовольствие» . Не  имея  возможности выразить его другим способом ребенок  выплескивает свои   отрицательные  эмоции  на родителей.  сверстников , и иногда даже  на  самого себя . Первая  стадия  детской агрессивности - драчливость -  известна каждому . Некоторые родители видят в таком поведении их ребенка залог  его  будущей выживаемости в  жизни ,  пресловутую  способность «отстаивать  добро  кулаками» . Печальное  заблуждение . Постепенно привыкнув решать  через  драку все свои проблемы дети ,  став  взрослыми , просто  неспособны выйти на другой , лишенный агрессивности  уровень общения . В  том ,  что  это так  легко может убедиться каждый проследив зависимость неумело  и не к  месту  применяемых  физических наказаний и агрессивности ребенка . Модель в этом случае постоянна :  чем чаще его бьют, тем  чаще  он бьет других , более слабых или младших  по возрасту детей . Почему ?  Да потому, что  он  родительское «воспитание» воспринимает только как агрессию сильного , направленную на него . Воспринимает  и  усваивает на практике , на своем собственном теле «кто сильный , тот прав» . Ни о каком  чувстве  вины , раскаяния  и вообще о соединении действа  производимого  над ним   с проступком  не может идти и речи . Злоба на  «дерущихся  родителей» ,  сильнейшее желание  «дать  взрослым сдачи» переполняют ребенка  и он , вырастая как правило осуществляет задуманное . Опять же через агрессию .
        Вот характерный пример. Ученик первого класса одной из московских  частных школ  Артем - законченный продукт  маминого  воспитания . Директор школы ,  который пригласил  меня на консультацию передал  мне ее  записочки. Привожу их  дословно:«Разрешаю ( если это будет необходимо)  физически наказывать  моего сына- ремнем  по попе» . «В случае его истерик разрешаю ставить под холодный  душ». Если Артем подерется с кем - нибудь - запрещаю  его  ругать  и наказывать» .Как  раз по  поводу  драк  Артема  меня и позвали в школу .  За неделю он подрался , в самом прямом , не переносном  смысле  со своей  воспитательницей ,  учительницей  рисования ,  массажисткой и посадил синяк под глазом Максиму - мальчику в классе ,. которого он выбрал для  «битья» . Мама  Артема , когда я попытался выяснить причины такого , мягко говоря , необычного поведения сына , была удивлена .«И  зачем  психотерапевт ? Ничего особенного  Артем  не сделал.  У меня  дома он  ходит  как  по  струнке. А эти учителя с  девятилетнем  мальчишкой  справиться  не могут , смешно . Да , я воспитываю  его по  американской системе, учу давать сдачи, не смотря ни на что . Но ведь  он - мальчик , ему пробиваться и пробиваться в жизни..».Убедить в чем либо эту женщину было бесполезно . Даже то ,  что у ее Артема  по мимо  всего  прочего  оказался  ярко выраженный истерический  невроз , вызвало у  нее  только усмешку : «избавиться  от  него  хотите...».
          К сожалению, такие  как Артем  дети  не редкость. Давая выход  их  агрессивности , родители  затем пытаются обуздать  ее , кто ремнем , кто  подкупами , а кто откровенным потаканием выходкам наглеющего день ото дня  ребенка . Вывод из всего  сказанного  один : агрессивного поведения ребенка нельзя  допускать .
       Что для  этого необходимо?  Прежде  всего , конечно,  отказ  от любых форм  родительской агрессии . К ним относятся не только  часто и незаслуженно применяемые к ребенку физические наказания , но и  бытующие во  многих семьях подзатыльники , пощечины , дерганье за  уши  и волосы . Причем ,  агрессия  может быть не только физической , но и эмоциональной  и , даже нравственной . Что  это такое ? Это  самая  распространенная  болезнь  материнского  воспитания. Когда  вместо  того , чтобы наказать  провинившегося ребенка начинается  игра в наказание. Эта игра обычно заходит  так далеко , что оно вообще исчезает , уступая место бурному выплеску эмоций, освобождению  мамы от эмоционального напряжения . К  воспитанию все  это не  имеет никакого отношения , а вот к  невротизации ребенка к формированию у него агрессивных установок в поведении - самое прямое . Нравственная агрессия обычно  сопровождает  эмоциональную Простейший ее вид   пресловутое  «пристыжение» ,  желание  во что бы то ни  стало  унизить ребенка в  своих глазах. Результат  почти  всегда один  и тот же :  ненависть  и  взаимное  отчуждение .
          Что же еще  делать  родителям , чтобы избежать  агрессивного  поведения ребенка? Понять , что  чаще всего агрессия возникает не в результате какого нервного или психического  заболевания , а просто из несоблюдения  элементарных правил психогигиены .
                       Итак:
1. Никогда не ограничивайте ребенка в его двигательной  активности , в стремлении  к  познанию , физическому и  интеллектуальному самоутверждению себя  в  мире .
С  самого раннего детства  четко раз навсегда  проведите границы  между  «можно - нельзя», «должен - могу» и никогда после  не изменяйте их .
2. Научите своего  ребенка  приемлимым  формам разрядки  отрицательных эмоций. Например, через  спорт , игру ,  искусство .
3. Станьте  другом и помощником в тяжелые минуты жизни вашего ребенка. Разделите его тревоги, поддержите в неудачах ,помогите  преодолеть  депрессивные состояния .
Сформируйте  в нем потребность внутренне противостоять возможным проявлениям агрессивности, видеть недопустимость  применения их в общении .

                                                           Марина Суражская,
                                                                                       детский психотерапет