Много забот родителям доставляет агрессивность ребенка . Причины ее могут быть самыми различными , но как справедливо отмечает английский психолог Генри Паренс « ключевое понятие здесь чрезмерное неудовольствие» . Не имея возможности выразить его другим способом ребенок выплескивает свои отрицательные эмоции на родителей. сверстников , и иногда даже на самого себя . Первая стадия детской агрессивности - драчливость - известна каждому . Некоторые родители видят в таком поведении их ребенка залог его будущей выживаемости в жизни , пресловутую способность «отстаивать добро кулаками» . Печальное заблуждение . Постепенно привыкнув решать через драку все свои проблемы дети , став взрослыми , просто неспособны выйти на другой , лишенный агрессивности уровень общения . В том , что это так легко может убедиться каждый проследив зависимость неумело и не к месту применяемых физических наказаний и агрессивности ребенка . Модель в этом случае постоянна : чем чаще его бьют, тем чаще он бьет других , более слабых или младших по возрасту детей . Почему ? Да потому, что он родительское «воспитание» воспринимает только как агрессию сильного , направленную на него . Воспринимает и усваивает на практике , на своем собственном теле «кто сильный , тот прав» . Ни о каком чувстве вины , раскаяния и вообще о соединении действа производимого над ним с проступком не может идти и речи . Злоба на «дерущихся родителей» , сильнейшее желание «дать взрослым сдачи» переполняют ребенка и он , вырастая как правило осуществляет задуманное . Опять же через агрессию .
Вот характерный пример. Ученик первого класса одной из московских частных школ Артем - законченный продукт маминого воспитания . Директор школы , который пригласил меня на консультацию передал мне ее записочки. Привожу их дословно:«Разрешаю ( если это будет необходимо) физически наказывать моего сына- ремнем по попе» . «В случае его истерик разрешаю ставить под холодный душ». Если Артем подерется с кем - нибудь - запрещаю его ругать и наказывать» .Как раз по поводу драк Артема меня и позвали в школу . За неделю он подрался , в самом прямом , не переносном смысле со своей воспитательницей , учительницей рисования , массажисткой и посадил синяк под глазом Максиму - мальчику в классе ,. которого он выбрал для «битья» . Мама Артема , когда я попытался выяснить причины такого , мягко говоря , необычного поведения сына , была удивлена .«И зачем психотерапевт ? Ничего особенного Артем не сделал. У меня дома он ходит как по струнке. А эти учителя с девятилетнем мальчишкой справиться не могут , смешно . Да , я воспитываю его по американской системе, учу давать сдачи, не смотря ни на что . Но ведь он - мальчик , ему пробиваться и пробиваться в жизни..».Убедить в чем либо эту женщину было бесполезно . Даже то , что у ее Артема по мимо всего прочего оказался ярко выраженный истерический невроз , вызвало у нее только усмешку : «избавиться от него хотите...».
К сожалению, такие как Артем дети не редкость. Давая выход их агрессивности , родители затем пытаются обуздать ее , кто ремнем , кто подкупами , а кто откровенным потаканием выходкам наглеющего день ото дня ребенка . Вывод из всего сказанного один : агрессивного поведения ребенка нельзя допускать .
Что для этого необходимо? Прежде всего , конечно, отказ от любых форм родительской агрессии . К ним относятся не только часто и незаслуженно применяемые к ребенку физические наказания , но и бытующие во многих семьях подзатыльники , пощечины , дерганье за уши и волосы . Причем , агрессия может быть не только физической , но и эмоциональной и , даже нравственной . Что это такое ? Это самая распространенная болезнь материнского воспитания. Когда вместо того , чтобы наказать провинившегося ребенка начинается игра в наказание. Эта игра обычно заходит так далеко , что оно вообще исчезает , уступая место бурному выплеску эмоций, освобождению мамы от эмоционального напряжения . К воспитанию все это не имеет никакого отношения , а вот к невротизации ребенка к формированию у него агрессивных установок в поведении - самое прямое . Нравственная агрессия обычно сопровождает эмоциональную Простейший ее вид пресловутое «пристыжение» , желание во что бы то ни стало унизить ребенка в своих глазах. Результат почти всегда один и тот же : ненависть и взаимное отчуждение .
Что же еще делать родителям , чтобы избежать агрессивного поведения ребенка? Понять , что чаще всего агрессия возникает не в результате какого нервного или психического заболевания , а просто из несоблюдения элементарных правил психогигиены .
Итак:
1. Никогда не ограничивайте ребенка в его двигательной активности , в стремлении к познанию , физическому и интеллектуальному самоутверждению себя в мире .
С самого раннего детства четко раз навсегда проведите границы между «можно - нельзя», «должен - могу» и никогда после не изменяйте их .
2. Научите своего ребенка приемлимым формам разрядки отрицательных эмоций. Например, через спорт , игру , искусство .
3. Станьте другом и помощником в тяжелые минуты жизни вашего ребенка. Разделите его тревоги, поддержите в неудачах ,помогите преодолеть депрессивные состояния .
Сформируйте в нем потребность внутренне противостоять возможным проявлениям агрессивности, видеть недопустимость применения их в общении .
Марина Суражская,
детский психотерапет