Кому из родителей, честно говоря, не хочется видеть своего ребёнка одарённым, талантливым. Плохо, когда это стремление подавляет, и иногда и разрушает хрупкий мир детства. Одарённый ребёнок в семье – это не только постоянное удивление его способностями и возможностями, но и заботы, к которым родители часто не готовы.
Эта история случилась в середине 80-х. Его видели многие зрители популярнейшей тогда вечерней программе Центрального телевидения «Взгляд». Озорной мальчишка в одних трусиках.
- Я так закаляюсь, - не без гордости заявил он корреспонденту.
Ленинградцу Жене Численко четыре года, но он с поразительной лёгкостью производит сложнейшие математические вычисления, свободно говорит по-английски. Ещё один вундеркинд, возможно вздохнёт раздражённый читатель. Опять журналисты вытаскивают на свет гениального ребёнка, опять интервью, невероятные прогнозы.
Не будем торопиться.. В конце концов, главное даже не то, что Женя Численко может, а как он мог стать таким.
Вчитаемся, вдумаемся в слово «вундеркинд». Дословный перевод его с немецкого – удивительный ребёнок. Часто ли встречаются такие дети? Проводятся ли какие-нибудь психологические, педагогические исследования их? Эти вопросы возникают сразу же. К сожалению, исчёрпывающих ответов на них сегодня нет. Статистики ранней одарённости просто не существует. Нельзя утверждать, например, что среди детей жителей Европы вундеркиндов больше, чем в Америке или Азии. Но можно проследить условия, тот нравственный, эмоциональный климат семьи, который способствует раннему и бурному развитию талантов в ребёнке.
Что всё-таки отличает одарённого малыша от сверстников? Психологи установили: необычно сильный интерес к какой либо сфере человеческой деятельности, наличие способностей, относящихся к этому интересу.
Каждое поколение имеет своих «памятных» вундеркиндов. Наши прабабушки и прадедушки восторгались итальянским мальчиком Вилли Ферреро в шесть лет дирижировавшим симфоническим оркестром, бабушкам и дедушкам памятен юный скрипач Буся Гольштейн, блиставший в 30-х годах прошлого века, поколению 70-х - алмаатинец Августик Аммонов, исполнявший сложнейшие арии, 80-х – поэтесса Ника Турбина, пианист Женя Кисин, скрипач Вадик Репин.
О таких фактах мы и сегодня узнаём, чуть ли не каждый день. Есть ли в них какая-нибудь закономерность? Чаще всего ранняя одарённость проявляется в музыке, рисовании, поэзии. Пристальное изучение многих биографий знаменитых учёных, художников, музыкантов, поэтов говорит, что главное, неординарное качество, отличавшее их с детства - воображение.
А Надя Рушева? Её произведения экспонировались более чем на100 выставках, у нас в стране и за рубежом. Всего за 12 лет творчества Надя оставила свыше 10. 000 рисунков. Надя почти никогда не работала с натуры. Все её рисунки – это рисунки по воображению. Она как бы закрепляла в них не видимое, а свои фантазии, представления.
Обострённый интерес к выбранному виду деятельности, способность быстро схватывать необходимую информацию, развитое воображение – необходимые качества одарённых детей. И, конечно, особая нравственно и эмоционально насыщенная атмосфера в их семье. Не секрет, что интерес у ребёнка часто появляется из подражания профессии родителей.
Но, мне бы хотелось заострить внимание на другом – так называемых «детях с флюсом». Этот термин принадлежит доктору психологических наук Леониду Абрамовичу Венгеру – многолетнему руководителю лаборатории психофизиологии Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук. Учёный доказал, что опережающее развитие всегда идёт за счёт других сторон жизни ребёнка, что его возможности не безграничны и чрезмерные нервно-психические перегрузки часто приводят к срывам. Леонид Абрамович метко определил таких детей как ложных вундеркиндов. Вот на консультацию приводят четырёхлетнего мальчика, который знает названия всех столиц мира, или шестилетнюю девочку, разбирающуюся в архитектурных стилях.
А вот пятилетний мальчик, с выражением без запинки читающий статью о международных валютных тарифах. Отец умиляется: ни слова не понимает, а как читает! Вундеркинд. На самом же деле это просто «натасканный» родителями на чтении или другие области знания ребёнок.
Дети способны на очень многое. Вот, элементарный, но кое-что объясняющий факт: программа по музыкальному воспитанию в яслях. Она начинается…с двух месяцев жизни ребёнка. Установлено, что в этом возрасте малыш может различать звуки в пределах октавы и даже меньшего интервала – квинты. Уже к 1,5 годам ребёнок подпевает мелодиям, которые вслед за ним затрудняются повторить даже взрослые. Каждый возраст имеет свои специфические особенности, свой мир, который ребёнок должен прочесть и пережить. Любое его «натаскивание», резкий скачок на следующую ступень развития угрожают неиспользованием возможностей именно данного возраста.
Августик Аммонов обладал в 5 лет абсолютным музыкальным слухом, исполняя арии Демона, Риголетто. У него была выразительная, экспрессивная мимика и пел Августик со страстью, даже с трагедийной силой. Но в пять лет переживать трагедию Риголетто – это так неистестественно для ребёнка. Это непосильная нагрузка на его нервную систему. Когда Августика просили спеть что-нибудь ласковое, спокойное, мальчик смущался, вместо него отвечала мать: «Он этого не любит…»
Как же воспитывали Августика? С года родители часто оставляли его одного. Ему ставили пластинки, и он их слушал. Полное погружение в мир музыки. Эффект необыкновенный. А потом?
Говорить здесь необходимо не только о голосовых связках, которые ,конечно , при таких сильных нагрузках и не сформировавшемся голосовом аппарате могли просто порваться. А надо задуматься о том, что, родители часто забывают, едва обнаруживается ранний талант или его проблеск – перед ними ребёнок. Тот же Августик, которому дали дудочку, сначала попробовал как она звучит, потом сел на неё верхом, как на лошадку, поехал…
Никогда нельзя забывать о том, что должно сформироваться в ребёнке-дошкольнике главное, определяющее его нормальное нравственное развитие – его эмоциональная отзывчивость, сопереживание, способность к образному познанию мира, воображение.
К сожалению, в жертву родительскому тчеславию приносятся нередко не только эти определяющие качества душевного и нравственного мира дошкольников, но и их здоровье.
Сколько самых различных «новаторских систем» развития, закаливания, воспитания практикуются родителями в семьях, воспитателями и учителями в детских садах и школах? Все они опираются на якобы удивительную способность детского организма пластично, легко переносить нервные и температурные нагрузки. Но ради чего мы приучаем к ним ребёнка?
Причина часто бывает и такой: чтобы наделить своего ребёнка чем-то необычным. Доказать его уникальность. Попасть в общество вундеркиндов таким путём. Родительское тчеславие можно понять. Нельзя понять другое. Почему эти небезопасные эксперименты ставятся на детях? Вот мнение о столь популярном в «продвинутых» семьях купании детей в проруби доктора биологических наук Е.Черника: «С точки зрения современной науки предельные холодовые нагрузки требуют чрезвычайного напряжения всех защитных сил организма. Зачастую это напряжение приводит к плачевным результатам. Это так называемая цена приспособления. Наиболее уязвимым в таких ситуациях оказывается головной мозг. Поэтому мы считаем предельные холодовые нагрузки нецелесообразными для растущего организма». Стоит прислушаться к этим словам.
Ну а если вундеркинд настоящий? Из ряда тех, о которых мы рассказали в начале? Главное – это создать условия для пробудившегося интереса. Истинные вундеркинды всегда занимаются любимым делом по своей инициативе, проявляя интерес к рисованию, музицированию, сочинению стихов. Вслед за этим к нему присоединяются знания и умения. Психолог Н.Лейтес , специально изучавший одарённых детей отмечал, что прежде всего они великие труженики. Их способность многое схватывать «на лету» не снижает склонности к труду. Интересно, что даже Альберт Эйнштейн не верил, что «отдельные личности обладают какими-то неповторимыми дарованиями», он верил только в то, что, «с одной стороны, существует талант, а с другой – высокая квалификация».
Итак, к интересу, способностям , развитому чувству воображения прибавим стремление к труду – таким и будет эскизный портрет одарённого ребёнка, ранние таланты которого не останутся только вспышкой детства, но осветят всю его дальнейшую жизнь.
Алексей Кононенко,
возрастной психолог