Всем приходится наказывать своих детей, даже тем для кого это неприятная и нежелательная процедура .Внешне может показаться , что родители наказывая своих детей, хотят их таким способом заставить слушаться и исправить свое поведение .Это так и не так . Прежде чем воспитывать ребенка они проявляют перед ним свое терпение или свой гнев . Сами выбирайте что для вас и вашего ребенка важнее и лучше .
А пока хотелось бы познакомить вас с некоторыми опасностями, с которыми вы можете встретиться наказывая своего ребенка . Вы должны знать , что очень часто дети подстраиваются под родительский гнев и не изменяют , а скрывают свое плохое поведение . Один проступок они заменяют другим , нередко еще более злостным и разрушительным для их нравственного здоровья .Особенно это относится к тем семьям , где применяются физические наказания . Страх перед неминуемой болью заставляет ребенка выкручиваться , лгать .Малыш находится перед трудным выбором . С одной стороны , ему очень больно и обидно , с другой - боль причиняют ему самые близкие и родные люди - родители .Как ему поступать ? Злиться , ругаться , кричать, или смириться под натиском родительского гнева ,но в следующий раз не признаваться в проступке. Беря в руки ремень вы подвергаете испытанию не только волю вашего ребенка , но и вызываете в его душе конфликт двух противоположных чувств - любви и ненависти. Конфликт , который в виду своего малого жизненного опыта , малыш разрешить не может, а постоянные переживания неминуемо приведут его к нервному истощению .Но допустим , вы отрицаете порку как метод воспитания , и заменяете ее частыми нотациями, стоянием в углу , лишением прогулок - вполне «гуманными» наказаниями . Но и здесь не все так просто .Нервного истощения ваш ребенок , конечно не получит , а вот вырасти инфантильным и безъинициативным может . Присмотритесь к себе : за что вы чаще всего на него гневаетесь ? Наверняка , за обычные ребячьи проделки -намочил или испачкал штаны , сделал то , что вы ему запрещали .Получается замкнутый круг .Чем чаще ваше чадо слышет от вас : « Нельзя ! Накажу !» , тем больше разгорается в нем желание достичь запретного. Проходит совсем немного времени и ваш малыш вновь стоит перед выбором: слушаться ли вас , или продолжать свои проказы , ведь расплатиться за них придется всего лишь легким наказанием .Это превращение наказания в плату , часто бывает еще более губительным для нравственного развития ребенка, чем сам проступок. Так начинает формироваться привычка к вседозволенности , еще бы - стерпел наказание , очистил совесть , и - снова за свое !
Наконец , наказывая своего ребенка , вы должны знать , что нередко его проступки вызваны не какой-то особой нравственной испорченностью , а всего лишь желанием обратить внимание на себя , развернуть ваши чувства в его сторону .Внимание -оно может быть не только добрым .
Итак , психологический риск , связанный с наказанием ребенка весьма велик. Справедливо задать вопрос : чем можно заменить его ?
1.ТЕРПЕНИЕМ.Это самая большая добродетель , какая только может быть у родителей .
2. ОБЪЯСНЕНИЕМ. Объясните ребенку , почему вы осуждаете его поведение, расскажите ему как надо вести себя в подобных случаях .Будьте , при этом , предельно краткими в словах и сдержанными в оценках .
3. НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ Никогда не наказывайте «под горячую руку».Остыньте Если проступок совершается в первый раз ограничьтесь объяснением и предупреждением.
ЮМОРОМ .Придумайте игру , в ходе которой ребенок имел бы повод наказать вас .Если он поймет и почувствует , что и вы подчиняетесь тем же требованиям , что и он , ему будет легче усвоить правила поведения и с вами и при контактах с другими людьми .
Мариам Константинова,
педагог
Кнут или пряник ?
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12010-09-21 13:28:31
Поделиться22011-11-16 08:20:15
Zamechatelnaya stat'ya. Dymau, nakazivat rebenka nado, za ser'eznie povtoryaushiesya prostypki (No NIKAK NE FIZICHESKI!!!!), no vsegda nyzhno davat vozmozhnost ispravitsya. Naprimer, esli rebenok ploxo vedet sebya, grybit - ego mozhno lishit igr ili progylok s dryz'yami, no esli on ponimaet svou viny, pomogaet po domy i stanovitsya vezhlivee - ego stoit prostit i pooshrit!
Xotya na praktike tak trydno naiti balans i ne isportit rebenka...
Поделиться32012-08-11 17:14:30
Все это красиво звучит на словах, но не работает на практике.
И в ситуации осознанного, вызывающего непослушания - не работает вдвойне.
А работает в этой ситуации, увы, исключительно ремень...
Поделиться42013-06-23 13:30:30
Все это красиво звучит на словах, но не работает на практике.
Когда мои родители в хорошем расположении духа, то даже высказывают сожаление, что приходится меня наказывать.
Но всегда подчеркивают, что виновата во всем я.
Я никогда не соглашусь, что для моей же пользы мне столько раз следовало всыпать ремня.
Стыд, унижение, нервный стресс и истерика, даже если не учитывать перенесенную сильную боль, не пошли мне на пользу.
К счастью, у меня не осталось внешних следов от перенесенных наказаний. Я не дергаюсь, не заикаюсь. Но внутренне, морально, эти сцены никогда, наверное, не забудутся. Это, пожалуй, единственное, чего добились родители. Пороли, чтобы я запомнила на всю жизнь. Вот я и запомнила.
Поделиться52014-07-20 00:05:21
Согласен с Педагогом (первое сообщение), что в этом возрасте к "проделкам" ребенка нужно относиться с ТЕРПЕНИЕМ, ОБЪЯСНЕНИЕМ и НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ.
Вместе с тем, в ряде случаев оправдано именно "нашлепать". Да, именно - БОЛЬ. Все очевидно: ребенок обжег пальчик об утюг, нужно ли что-то "повторно" объяснять - не нужно, не повторит.