На прием к акушеру-гинекологу Денису Цепову в одну из клиник Лондона явилась женщина на последних неделях беременности и заявила, что рожать будет только в поле. Врач удивился, но перечить не стал, потому что главное правило британских медиков: пациент всегда прав. Тем более беременный пациент. Женщина рожала в палатке на берегу реки, зажав в зубах деревянную палочку. Роды у нее принимали две профессиональные акушерки, вооруженные всеми необходимыми инструментами и препаратами. Рядом стоял заведенный автомобиль скорой помощи, готовый в случае необходимости везти ее в госпиталь.

Роды вне больницы становятся все более популярными в Европе: в Голландии уже почти каждая вторая женщина рожает дома, в Великобритании - каждая третья. Сколько таких женщин в России, точно неизвестно: домашние роды законом не запрещены, но деятельность домашних акушеров считается нелегальной и не подлежит лицензированию. Они не заключают с клиентами договоров, не платят налогов и ни перед кем не отчитываются.

Выгоднее платить налоги, но иметь больше клиентов. Недавно домашние акушеры создали свой профсоюз и на этой неделе должны передать в Общественную палату законопроект, который бы регулировал их деятельность.

В европейских роддомах к домашним родам относятся без особого энтузиазма, но признают право женщины рожать там, где она хочет. «В горах, в огороде, в юрте или в море - задача системы здравоохранения сделать все возможное, чтобы этот процесс прошел с минимальными рисками для женщины и ребенка, - говорит Денис Цепов. - И это все!»

33-летняя Татьяна Пуханова семь лет прожила в Англии. Там она родила двоих сыновей - обоих в собственной квартире, с акушеркой. В прошлом году Татьяна вернулась в Россию, собралась было рожать третьего сына, как привыкла, дома, и очень удивилась, узнав, что это вне закона. «[В России] женщины, которые рожали дома, даже боятся об этом рассказывать коллегам по работе, потому что их назовут crazy, - удивляется Пуханова. - Все это очень странно».

Зачем рожать дома или на природе - непонятно. Но исследования Всемирной организации здравоохранения показали, что запланированные домашние роды в присутствии квалифицированного специалиста не опаснее родов в клинике. Ключевое слово здесь - «квалифицированного».

В большинстве европейских стран деятельность домашних акушеров вписана в государственную систему страхования и налогообложения. Домашние акушеры проходят стажировку в родильных домах - в отделениях высокого риска. У них есть сертификаты оказания первой неотложной помощи. Они в обязательном порядке несколько раз в год сдают экзамены. Женщины, которые прибегают к услугам таких профессионалов, могут быть уверены, что помощь им окажут на том же уровне, что и в родильном доме. А если что-то пойдет не так, на такого акушера можно подать в суд.

«В России же получается как-то так: она мне доверяет, что я ей после родов заплачу энную сумму денег, а я ей доверяю, что она сумеет принять моего ребенка, - не перестает изумляться Пуханова. - Какая ерунда! Нормальная женщина не пойдет к косметологу без разрешения на работу, что говорить о человеке, от которого зависит и твоя жизнь, и жизнь ребенка!» В России от идеи рожать дома Татьяне пришлось отказаться.

Что делать со стихийно сложившейся нелегальной системой домашнего родовспоможения, в России всерьез задумались весной, когда в Питере посадили в СИЗО домашнюю акушерку Елену Ермакову. Она практиковала много лет, приняла сотни родов, и следствие обвиняет ее в гибели шести младенцев.

Сразу после этого главный акушер-гинеколог Москвы Марк Курцер выпустил официальное обращение: мол, ни в коем случае не надо рожать без врачей и вне больницы. В женских консультациях начали раздавать брошюры, разъясняющие незаконность и опасность родовспоможения на дому. На медицинских сайтах стали появляться черные списки акушерок, чья деятельность привела к смерти или увечью младенцев.

В ответ домашние акушеры учредили свой профсоюз, пишут разъяснительные письма Путину и планируют поднять вопрос о домашних родах в Общественной палате.

Пора уже пересмотреть всю систему отечественного родовспоможения и ведения беременности, заявляет председатель Ассоциации домашних акушеров Юлия Лабатурина. Акушерок не устраивает, что женщин принуждают рожать, по их мнению, в неестественных и жестко регламентированных инструкциями Минздрава условиях. Течение родов часто необоснованно ускоряют или замедляют для удобства медперсонала, проводят обезболивание, зачастую без согласия роженицы. С платными родами еще хуже, уверяет Лабатурина: роддомам выгодно применять дорогостоящие процедуры и оперативное вмешательство. По данным Ассоциации домашних акушеров, в Москве ежегодно рожают дома 2000 женщин. Их число растет.

Москвичка Тая Шопен рожать дома не собиралась. О домашних родах она узнала на курсах для беременных. «Мне объяснили, что организм женщины предназначен именно для рождения детей, поэтому самое лучшее, что можно сделать, это просто не мешать, - говорит 28-летняя Тая. - По крайней мере, не вмешиваться в процесс без необходимости».

Тае приходилось постоянно пререкаться с врачами - например, чтобы отказаться от УЗИ. Уже в начале беременности ей надоело объяснять врачам, что она не хочет «так, на всякий случай» пить различные препараты и проходить ненужные процедуры. Рожать дома Тая решила, потому что знала: во время родов она будет не в состоянии так же контролировать ситуацию и бороться с врачами.

Москвичка Олеся Голосай решилась на домашние роды по той же причине. Врач поставила ей условие: «Или выполняете без обсуждения все рекомендации, или не дам направление в роддом». Анне Сергеенко недавно исполнилось 47 лет, она забеременела, и ей нахамил врач в райбольнице - сказал, что в «таком возрасте нужно не рожать, а о душе думать». Анна обиделась и решила рожать дома.

Если в Европе мода на домашние роды сродни моде на экологически чистые продукты и всякий экотуризм, то в России женщины прибегают к услугам домашних акушерок, потому что их не устраивает отечественная система родов, говорят акушеры и роженицы. Алексей Старченко, ответственный секретарь общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, утверждает, что больше всего в родильных домах женщин не устраивает отсутствие «атмосферы тепла и человечности, в которой нуждаются будущие матери».

Но стоить домашние роды будут примерно столько же, сколько в платном роддоме, где есть возможность выбора и более заботливый персонал. Выходит, дело не в плохих врачах, а во взглядах.

Алексей Старченко пугает: «Недавно мы составляли рейтинг российских роддомов. Так многие роддома, оказывается, не предоставляют информацию о том, сколько у них было случаев младенческой и материнской смертности». При этом многочисленные международные исследования доказывают, что рожать все-таки лучше в роддоме. Например, недавно Общество академических педиатрических сообществ США огласило результаты пятилетнего подсчета смертности младенцев при родах, проводившегося в нескольких штатах. Выяснилось, что в домашних условиях дети гибнут в два раза чаще, чем в больнице. По подсчетам европейских докторов, 12% женщин, рожающих дома, в экстренном порядке все же доставляют в больницу.

Домашние акушерки, напротив, делают акцент на индивидуальность каждой женщины и ту самую теплую атмосферу. «Для каждой своей клиентки я должна на время стать родной мамой, - говорит домашний акушер Дарья Стрельцова. - Я все про нее знаю, мы постоянно на связи, я ее и пожалею, и поддержу, и выслушаю».

Ее тезку, москвичку Дарью, другая акушерка обаяла настолько, что та не спросила у врача ни свидетельства о медицинском образовании, ни какого-либо другого подтверждения ее профессиональных качеств. В марте прошлого года ребенок Дарьи погиб из-за неожиданного осложнения, которое акушерка не смогла вовремя определить.
           Дарина Шевченко