Кто «выродил» первую маму?
Наступает время , когда и вашего ребенка начинают интересовать ответы на извечные вопросы : « Как люди рождаются? Мальчиков рождают папы , а девочек мамы ?А там в животике , я пила компот ?». Как отвечать детям? Говорить им, что «еще рано знать про это», многозначительно отмалчиваться или пускаться в подробные разъяснения как все «это» бывает у людей? Сколько родителей так и не смогли выйти на откровенный разговор со своими детьми, а их мальчишки и девчонки удовлетворили свою любознательность , что называется «на стороне» получив информацию далеко не лучшего качества. Почему так происходит?
Конечно же не от злого родительского умысла, и даже не от отсутствия необходимых медицинских и психологических знаний. Причина в другом. О ней еще в середине прошлого века очень точно сказал великий врач и педагог Николай Иванович Пирогов: «Мы, взрослые - нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка , на каждом шагу, к себе, в наш свет . Мы спешим ему внушить наши взгляды , наши понятия , наши сведения , приобретенные вековыми усилиями уже взрослого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понять, что он понимает нас по-своему».
Удивительно, что и сегодня, среди бесчисленного множества программ, разработок, советов по половому просвещению и воспитанию нет тех, которые бы шли бы от потребностей самого ребенка, а не от желаний взрослых теть и дядь. Как психотерапевту, мне постоянно приходится бывать в семьях , консультировать по самым разным проблемам , в том числе и половым.
Впрочем, «половые проблемы» слишком сильно сказано. Моя практика убедила меня, что у ребенка, за исключением случаев крайней патологии, их нет. Это наши проблемы, проблемы взрослых, а дети как зеркало, в котором они отражаются. Главная из них, как мне представляется, признание родителями права ребенка на свой, отличный от них мир чувств, переживаний, понятий. Признание, а затем понимание и уважение этого мира.
Давайте вместе попытаемся понять его. Поверьте, это гораздо полезнее чем путаться в незнакомых медицинских терминах и краснеть от их мнимой откровенности.
Итак, ваш ребенок стал интересоваться своим появлением на свет, своим полом. Не смущаясь он задает вопросы, от которых и взрослому иногда делается не по себе . Не спешите отвечать. Подумайте: что значат эти слова для вашего малыша? Совсем не то, что для вас. Он не вкладывает в них какой - то особенный половой и тем более сексуальный смысл. Просто в своем исследовании мира, утверждении себя в нем ваш ребенок дошел до необходимости выяснения неоспоримости факта своего рождения. Ему это необходимо отнюдь не из - за какой -то врожденной сексуальной испорченности, а лишь для того, чтобы через эти знания придать уверенности своему «Я» , своей нарождающейся личности. Не удивляйтесь. Физиологический сам по себе факт рождения воспринимается ребенком именно так. Поэтому, совсем не обязательно сообщать ему «что, где и когда». Его очень мало интересуют подробности процесса любви и зачатия. Главный объект интереса - он сам. Что это значит? Только одно - ребенок ждет от вас помощи в установлении новых, более глубоких, и что очень важно, понятных для него связях с миром, а не перевода его детского интереса в «изучение предмета».
Попробуйте посмотреть на его вопросы не свысока, взглядом взрослого, а изнутри, глазами самого ребенка. Что он хочет узнать? Очень многое, почти необъятное и, отнюдь, не медицинское.
Допустим, вашему «исследователю жизни» 5 лет. Как объяснить ему секрет его рождения ? Очень просто.
«Дети рождаются тогда, когда мама и папа очень любят друг друга . Эта любовь и превращается в мальчиков и девочек. Посмотри на себя. Ты единственное на Земле существо, которое целиком состоит только из нас - твоих мамы и папы. Ты - наша частичка. Мы хотели иметь тебя, и ты появился».
Но рождение - только начало, дальше: тайна имени. Объясните малышу почему вы назвали его именно так, с чем связано его имя - с семейными традициями, со Святцами, или, просто вам нравится. Обязательно вспомните истории, связанные с его именем, тех людей или Святых, в честь которых ваш ребенок был назван. Не забудьте про нравственный вывод так необходимый для вашего «исследователя». Поведайте ему каким добрым, отважным, смелым был тот, в честь которого его назвали. Скажите, что еще до рождения вы хотели, чтобы ваш ребенок был похож на него . Если вы православного вероисповедания, то расскажите ребенку о смысле его Крещения, как его второго рождения - рождения его Души.
С более старшими детьми 6 - 7 лет очень уместен разговор об их характере и его зависимости от дня и времени рождения. Объясните ребенку, что каждый человек рождается со своим только ему принадлежащим характером . От чего он зависит ?
От наследственности. « От того, какие мы у тебя, твои мама и папа : мечтательные, нетерпеливые или, может быть, излишне строгие ; какие у тебя бабушки и дедушки , что нравится им , что они не любят и чего хотят. Но еще большее влияние на характер любого человека оказывает Знак Зодиака - месяц , число и время твоего рождения».
Если вы увидите, что ребенку интересно, обязательно расскажите ему, что уже в самой глубокой древности люди научились определять свой характер и судьбу по звездам. Эта наука получила название астрологии , а составленные на основе ее сведений карты поведения человека были названы гороскопами. В них каждый, если захочет, сможет найти ответ как надо ему вести себя и , что делать , что с ним будет сегодня , завтра , через неделю, через год; узнать о том , что в жизни его охраняет : какое животное , какое дерево , какой камень , какой цвет , какие числа , а значит и дни недели для него счастливые , удачные , а какие нет .Предложите вашей дочке или сыну вместе с вами посмотреть их гороскоп и выяснить все.
Какое, вы скажите, имеет это отношение к вопросам ребенка о его рождении? Самое прямое.Раскрывая ребенку его появление на свет не узко физиологически, а объемно, во всей сложности человеческих взаимоотношений, вы идете навстречу потребностям его внутреннего «Я», стремлению к утверждению себя в мире.
Только после того, как вы убедились, что все сказанное вами не только выслушано, но и понято, вы можете затронуть физиологические аспекты рождения. Не стоит при этом делать большие глаза и путаться и краснеть при каждом слове. «Естественное, не может быть постыдным» говорили еще древние греки. Замечательные слова !
Если ваш ребенок доверяет вам, а вы в нем находите благодарного слушателя, то вам не составит никакого труда ввести его « в курс дела». Лучше, если беседу будет проводить мама. Какую тональность разговора выбрать? Подсказку ищите у детей ( примеры взяты мной из замечательной книги Корнея Чуковского «От двух до пяти»): «И мальчиков мамы родят? А для чего тогда папы ?» или «Как я родилась , я знаю . А вот откудова вы с папой выродились ?» и даже «Мама кто меня выродил ? Ты? Я так и знала . Если бы папа , я была бы с усами.
В возрасте 4-5 лет интересен не механизм зачатия или подробности деторождения,- важен результат, возможность представить его, разыграть в своем воображении. Дети, говоря научным языком , мыслят не конкретно - понятийно, а образно. Этот образный характер детского мышления почему -то сразу забывается взрослыми, едва они начинают говорить о половом воспитании и просвещении. Не нужно ребенку знать, что такое penis, что значит слово «влагалище», где располагается клитор, а где семявыводящий проток, или, что такое сперматозоид. Даже услышав все это, он все равно превратит скучные и непонятные для него медицинские термины в яркие, сочные образы.
Так не лучше ли сразу говорить с детьми на их языке, без переводчика? «Почему мама и папа так внешне отличаются друг от друга? Да потому - что они внутри себя содержат разную энергию. Мама - женскую, папа - мужскую. Когда люди любят друг друга эти энергии выходят наружу и объединяются. Если мама любит сильнее, то рождается девочка, если папа - мальчик. Природа распорядилась так , что папа передает свою энергию маме, а она уже внутри себя вынашивает 9 месяцев будущего ребенка. Так долго это происходит потому, что из невидимой глазами клеточки - точки, он вырастает в маленького человечка с ручками, ножками, пальчиками и, даже волосиками на головке».
Сказав это ребенку, неплохо вместе с ним посмотреть ваш домашний фотоальбом - фотографии его младенческого возраста. Рассматривая их, особенно остановитесь на том, каким он был тогда маленьким, беспомощным и каким взрослым и умеющим все делать стал сейчас. Тем самым вы не только удовлетворите его «исследовательский интерес», но и поднимите самооценку .
С детьми более старшего возраста 7 - 8 лет - ответы на вопросы, связанные с их рождением , половыми отношениями между людьми могут быть конкретнее. Но и в этом случае, идти надо от общего к частному, а не наоборот. Ваша позиция в разговоре с сыном или дочкой должна быть определенной : перед вами не несмышленыш , а личность, которую вы признаете . уважаете и ведете свою беседу «на равных» , без превосходства и снисходительности.
Задайтесь вместе со своим ребенком вопросом : почему мы такие разные - мужчины и женщины, мальчики и девочки?
Пробегитесь вдвоем по истории человечества. Отметьте в ней основные, узловые моменты развития женского и мужского . Сегодня выпускается огромное количество книг на эту тему. Заинтересованным в здоровом половом развитии ребенка родителям, не составит сложности такой разговор.
Конспективно он может состоять, например, из таких тем:: Воспитание девочек в первобытной общин. Детские и подростковые возрастные испытания. Мужские союзы. Культ силы и мужественности. Женские раннерелигиозные культы Кибелы , Артемиды .Спартанская и афинская системы воспитания мальчиков и девочек . Монастыри . Пажество . Рыцарство . Институт фрейлин и служанок . Воспитание аристократок . Народные школы.
Набор тем, конечно, может быть и другим , более приемлимым для родителей .Главное, чтобы в нем прослеживались и были подчеркнуты бывшие всегда, всю историю человечества , отличия в мужском и женском воспитании.
В результате такой «вводной» беседы в ребенке должно сформироваться убеждение: чтобы стать в будущем полноценным мужчиной или полноценной женщиной необходимо готовиться уже в детстве. Предложите затем вашему сыну, или вашей дочке взять себя за объект самоизучения. Для начала попросите их ответить на вопрос: «Как я представляю себя во взрослом возрасте ?». Не смущайтесь от неожиданных ответов. Выберите из них безусловно положительные. Например: « Буду мужественным и смелым мужчиной, хорошим отцом», « Буду хорошей хозяйкой и иметь много детей». Обратите внимание ребенка, что для того, чтобы стать таким, каким он хочет быть, недостаточно только слушать воспитателей, необходимо воспитывать себя самому.
А начинать надо с самого малого - с гигиенических процедур. Объясните ребенку, что привычки : во время чистить зубы, принимать душ , ходить в туалет - это не прихоть взрослых , а необходимые меры по поддержанию здоровья и, к тому же, ежедневная тренировка воли . Скажите ему, что он уже настолько вырос, что к прежним гигиеническим процедурам теперь прибавится новая - ежедневный уход за половыми органами . « Зачем это нужно? Чтобы содержать их в чистоте и порядке и готовить тем самым к будущей взрослой жизни».
Рассказывая и показывая как это надо делать не спешите с медицинскими подробностями. Лучше если вы предоставите самому ребенку задать вам интересующие его вопросы. Они, как правило, крутятся в этом возрасте вокруг одного и того же: «Что я должна делать, чтобы родить здорового ребеночка ?», «Что мне делать, когда у меня писька становится большой , отворачиваться?».
Согласитесь, что отвечая, совсем не обязательно детскую «большую письку» превращать во взрослый «эрегированный мужской член», а говоря о возможности «родить здорового ребеночка», сокрушаться о размерах матки и трудностях прохождения плода по родовым путям. Вполне достаточно будет ограничиться теми же гигиеническими процедурами и напоминанием бережно и осторожно обращаться со своими половыми органами.
Лишь в младшем подростковом возрасте, в 11 - 12 лет можно говорить с ребенком о таких понятиях как сексуальность, сексуальное влечение. Но и здесь надо начинать не с физиологии секса, а с подробного разбора вместе с девочкой вопроса: « Что значит быть женственной, сексуальной сегодня?», а с мальчиком: « Как воспитать в себе настоящего мужчину?».
Именно в процессе обсуждения, в одной связке с вопросами общего развития личности, особенностями характера, можно затрагивать проблемы сексуальной физиологии. Здесь вашим компасом должно стать твердое убеждение - «Все то полезно , что не повредит будущей семейной жизни моего ребенка».
Итак, пришло время ответить на извечный детский вопрос: «Кто выродил первую маму ?»
.Ее «выродила» великая потребность человека в любви и понимании, в том, чтобы созданное им не исчезало, а повторялось и повторялось в новых поколениях .
И мы обязаны донести эту истину до наших детей. Андрей Николаев,
семейный психоаналитик.