Кто  «выродил»  первую  маму?     

Наступает   время ,  когда   и  вашего  ребенка  начинают   интересовать  ответы  на  извечные  вопросы : « Как  люди  рождаются? Мальчиков  рождают  папы , а  девочек  мамы ?А  там  в  животике ,  я  пила  компот ?». Как  отвечать  детям? Говорить  им,  что  «еще  рано  знать  про  это»,  многозначительно  отмалчиваться  или  пускаться  в  подробные  разъяснения  как  все «это»  бывает  у  людей? Сколько  родителей  так  и  не смогли  выйти  на  откровенный  разговор  со  своими  детьми,  а  их  мальчишки  и  девчонки   удовлетворили  свою  любознательность ,  что называется «на  стороне» получив  информацию  далеко  не  лучшего  качества. Почему  так  происходит?                                                                                                 

Конечно  же  не  от  злого  родительского  умысла,  и  даже  не  от  отсутствия необходимых  медицинских  и  психологических  знаний. Причина  в  другом. О  ней  еще  в  середине  прошлого  века  очень  точно  сказал  великий  врач  и  педагог  Николай  Иванович  Пирогов: «Мы, взрослые - нарушаем  беспрестанно  гармонию  детского  мира. Мы,  насильственно  врываясь  в  него, переносим  ребенка , на  каждом  шагу,  к  себе,  в  наш  свет . Мы  спешим  ему  внушить  наши  взгляды ,  наши  понятия ,  наши  сведения ,  приобретенные  вековыми  усилиями  уже  взрослого  человека. Мы  от  души  восхищаемся  нашими  успехами, полагая,  что  ребенок  нас  понимает,  а  сами  не  хотим  понять, что  он  понимает  нас  по-своему».
      Удивительно,  что и  сегодня, среди  бесчисленного  множества  программ,  разработок, советов по  половому  просвещению  и  воспитанию нет  тех,  которые  бы  шли  бы  от  потребностей  самого ребенка,  а  не  от  желаний  взрослых  теть  и  дядь. Как  психотерапевту,  мне  постоянно  приходится  бывать  в  семьях ,  консультировать  по  самым  разным  проблемам ,  в  том  числе  и  половым.
Впрочем, «половые  проблемы»  слишком  сильно  сказано. Моя  практика  убедила  меня,  что  у  ребенка, за  исключением  случаев  крайней  патологии,  их  нет. Это  наши  проблемы,  проблемы  взрослых,  а  дети   как  зеркало,   в  котором  они  отражаются. Главная  из  них, как  мне  представляется,  признание  родителями  права  ребенка  на  свой,  отличный  от  них  мир  чувств,  переживаний, понятий.  Признание, а затем  понимание  и  уважение  этого  мира.
Давайте  вместе  попытаемся  понять  его.  Поверьте, это  гораздо  полезнее чем  путаться  в  незнакомых  медицинских  терминах  и  краснеть  от  их  мнимой  откровенности.
Итак, ваш  ребенок  стал  интересоваться  своим  появлением  на  свет,  своим  полом. Не  смущаясь  он  задает  вопросы,  от  которых  и  взрослому иногда делается  не  по  себе .  Не  спешите  отвечать. Подумайте:  что  значат  эти  слова  для  вашего  малыша? Совсем  не  то,  что  для  вас. Он  не  вкладывает  в  них  какой - то  особенный  половой  и  тем  более  сексуальный  смысл. Просто  в  своем  исследовании  мира,  утверждении  себя  в  нем  ваш  ребенок  дошел  до  необходимости  выяснения  неоспоримости факта  своего  рождения. Ему  это  необходимо  отнюдь  не  из - за  какой -то  врожденной  сексуальной  испорченности,  а  лишь  для  того, чтобы  через  эти  знания  придать  уверенности  своему «Я» ,  своей  нарождающейся личности. Не  удивляйтесь. Физиологический  сам  по себе  факт  рождения  воспринимается  ребенком  именно так. Поэтому,  совсем  не  обязательно  сообщать  ему «что,  где и  когда». Его  очень  мало  интересуют  подробности  процесса  любви  и  зачатия. Главный  объект  интереса - он  сам. Что  это  значит?  Только  одно -  ребенок  ждет  от  вас  помощи  в  установлении  новых, более  глубоких,  и  что  очень  важно,  понятных  для  него  связях  с  миром, а  не  перевода  его  детского  интереса  в  «изучение  предмета».
Попробуйте  посмотреть  на  его  вопросы  не  свысока,  взглядом  взрослого, а  изнутри, глазами  самого  ребенка. Что  он  хочет  узнать? Очень  многое, почти  необъятное  и,  отнюдь,  не  медицинское.
Допустим,  вашему «исследователю  жизни»  5  лет. Как  объяснить  ему   секрет  его  рождения ? Очень  просто.
«Дети рождаются  тогда,  когда  мама  и  папа  очень  любят  друг  друга . Эта  любовь  и  превращается  в  мальчиков  и  девочек. Посмотри  на  себя. Ты  единственное  на  Земле  существо,  которое  целиком  состоит  только  из  нас - твоих  мамы  и  папы. Ты - наша  частичка. Мы  хотели  иметь  тебя,  и  ты  появился».
Но  рождение - только  начало,  дальше: тайна  имени. Объясните  малышу  почему  вы  назвали  его именно  так, с  чем  связано  его  имя -  с  семейными  традициями, со  Святцами,  или, просто  вам  нравится. Обязательно  вспомните  истории, связанные  с  его  именем, тех  людей  или  Святых,  в  честь  которых  ваш  ребенок  был  назван. Не  забудьте  про  нравственный  вывод  так  необходимый   для  вашего  «исследователя». Поведайте  ему  каким  добрым,  отважным,  смелым   был  тот,  в  честь  которого  его  назвали. Скажите,  что  еще  до  рождения  вы  хотели,  чтобы  ваш  ребенок  был  похож  на  него . Если  вы  православного  вероисповедания,  то  расскажите  ребенку  о  смысле  его  Крещения,  как  его  второго  рождения -  рождения  его  Души.
С  более  старшими  детьми 6 - 7  лет  очень  уместен  разговор  об  их  характере  и  его  зависимости  от  дня  и  времени  рождения.  Объясните  ребенку,  что  каждый  человек  рождается  со  своим   только ему  принадлежащим  характером . От  чего  он  зависит ?
От  наследственности. « От  того, какие  мы  у  тебя,  твои  мама  и  папа : мечтательные,  нетерпеливые  или, может  быть,  излишне  строгие ; какие  у  тебя  бабушки  и  дедушки ,  что  нравится  им ,  что  они  не  любят  и  чего  хотят. Но  еще  большее  влияние    на  характер  любого  человека  оказывает  Знак  Зодиака -  месяц ,  число  и  время  твоего  рождения».
Если  вы  увидите,  что  ребенку  интересно,  обязательно  расскажите  ему,  что  уже  в  самой  глубокой  древности  люди  научились  определять    свой характер  и  судьбу  по  звездам. Эта  наука  получила название   астрологии ,  а   составленные  на  основе  ее  сведений  карты  поведения  человека   были  названы  гороскопами. В  них  каждый,  если  захочет,   сможет  найти  ответ  как  надо  ему  вести  себя  и ,  что  делать ,  что  с  ним  будет  сегодня ,  завтра ,  через  неделю, через  год; узнать  о  том ,  что  в жизни  его  охраняет :  какое  животное ,  какое  дерево , какой  камень ,  какой  цвет ,  какие  числа ,  а  значит  и  дни  недели  для  него  счастливые ,  удачные ,  а  какие  нет .Предложите  вашей  дочке  или  сыну  вместе  с  вами  посмотреть  их  гороскоп  и  выяснить   все.
  Какое, вы  скажите, имеет  это отношение  к  вопросам  ребенка  о  его  рождении? Самое  прямое.Раскрывая  ребенку   его  появление  на  свет  не  узко физиологически, а объемно, во всей сложности человеческих взаимоотношений, вы  идете  навстречу  потребностям  его  внутреннего «Я»,  стремлению  к  утверждению  себя  в  мире.
    Только  после  того,  как  вы  убедились,  что  все  сказанное  вами  не  только  выслушано,  но  и  понято, вы  можете  затронуть  физиологические  аспекты  рождения. Не  стоит  при  этом   делать  большие  глаза  и  путаться  и  краснеть  при  каждом  слове. «Естественное,  не  может  быть  постыдным» говорили  еще  древние  греки. Замечательные  слова !
Если  ваш  ребенок  доверяет  вам,  а  вы  в  нем  находите  благодарного  слушателя,  то  вам  не  составит  никакого  труда  ввести  его  « в  курс  дела». Лучше,  если  беседу  будет  проводить  мама. Какую  тональность  разговора  выбрать?  Подсказку  ищите  у  детей ( примеры  взяты  мной  из  замечательной  книги  Корнея  Чуковского «От  двух  до  пяти»): «И  мальчиков  мамы  родят?  А  для  чего  тогда  папы ?»  или «Как  я  родилась , я  знаю .  А  вот  откудова  вы  с  папой  выродились ?» и  даже «Мама  кто меня  выродил ? Ты? Я  так  и  знала . Если  бы  папа ,  я  была  бы с  усами.
В  возрасте 4-5 лет  интересен  не  механизм  зачатия  или  подробности  деторождения,-  важен  результат,  возможность  представить  его,  разыграть  в  своем  воображении. Дети,  говоря  научным  языком ,  мыслят  не  конкретно -  понятийно, а образно. Этот  образный  характер  детского  мышления  почему -то  сразу  забывается   взрослыми,  едва  они  начинают  говорить  о  половом  воспитании и  просвещении. Не нужно  ребенку  знать, что  такое  penis,  что  значит  слово «влагалище»,  где  располагается   клитор, а  где  семявыводящий  проток, или, что  такое  сперматозоид. Даже  услышав  все  это,  он  все  равно  превратит  скучные  и  непонятные  для  него  медицинские  термины  в  яркие, сочные  образы.
       Так  не  лучше  ли  сразу  говорить  с  детьми  на  их  языке, без  переводчика? «Почему  мама  и  папа  так  внешне  отличаются  друг  от  друга? Да  потому  - что  они  внутри  себя  содержат  разную  энергию. Мама - женскую,  папа - мужскую. Когда  люди  любят  друг  друга  эти  энергии  выходят  наружу  и  объединяются. Если  мама  любит  сильнее,  то  рождается  девочка, если  папа - мальчик. Природа  распорядилась  так , что   папа  передает  свою  энергию  маме,  а  она  уже  внутри  себя  вынашивает  9   месяцев  будущего  ребенка. Так  долго  это  происходит  потому,  что  из  невидимой  глазами  клеточки - точки,  он  вырастает  в  маленького  человечка  с  ручками, ножками, пальчиками  и, даже  волосиками  на  головке».
Сказав  это  ребенку, неплохо  вместе  с  ним  посмотреть  ваш  домашний  фотоальбом - фотографии его  младенческого  возраста. Рассматривая  их, особенно  остановитесь  на  том,   каким  он  был  тогда  маленьким, беспомощным  и  каким  взрослым  и  умеющим  все  делать  стал  сейчас. Тем  самым  вы  не  только  удовлетворите  его «исследовательский  интерес»,  но  и  поднимите  самооценку .                             
С детьми  более  старшего  возраста 7 - 8  лет -  ответы  на  вопросы,  связанные  с  их  рождением ,  половыми  отношениями  между  людьми  могут  быть  конкретнее. Но  и  в  этом  случае,  идти  надо  от  общего  к  частному, а  не  наоборот. Ваша  позиция  в  разговоре  с  сыном  или  дочкой  должна  быть  определенной : перед  вами  не  несмышленыш , а  личность, которую  вы  признаете .  уважаете  и  ведете  свою  беседу «на  равных» , без  превосходства  и  снисходительности.
    Задайтесь  вместе  со  своим  ребенком  вопросом : почему  мы  такие  разные -  мужчины  и  женщины, мальчики  и  девочки?
Пробегитесь  вдвоем  по  истории  человечества. Отметьте  в ней  основные,  узловые  моменты  развития  женского  и мужского . Сегодня  выпускается  огромное  количество  книг на эту тему. Заинтересованным  в  здоровом  половом  развитии  ребенка  родителям, не  составит  сложности  такой  разговор.
Конспективно  он  может  состоять, например, из  таких  тем:: Воспитание  девочек  в  первобытной  общин. Детские  и  подростковые  возрастные  испытания. Мужские  союзы. Культ  силы  и  мужественности. Женские  раннерелигиозные  культы Кибелы , Артемиды .Спартанская  и  афинская  системы  воспитания  мальчиков  и  девочек . Монастыри . Пажество . Рыцарство . Институт  фрейлин  и  служанок . Воспитание  аристократок . Народные  школы.                                         
Набор   тем,  конечно,  может  быть  и  другим ,  более  приемлимым  для  родителей .Главное, чтобы  в нем  прослеживались  и  были  подчеркнуты  бывшие  всегда,  всю  историю  человечества ,  отличия  в  мужском  и  женском  воспитании.
В  результате  такой   «вводной»  беседы  в  ребенке  должно  сформироваться  убеждение: чтобы  стать   в  будущем   полноценным  мужчиной  или  полноценной  женщиной  необходимо  готовиться  уже  в детстве. Предложите  затем  вашему сыну, или вашей дочке  взять  себя  за  объект  самоизучения. Для  начала  попросите  их  ответить  на  вопрос: «Как  я  представляю  себя во взрослом возрасте ?». Не  смущайтесь   от  неожиданных  ответов. Выберите  из  них безусловно  положительные. Например: « Буду  мужественным  и  смелым  мужчиной, хорошим  отцом», « Буду  хорошей  хозяйкой  и  иметь  много  детей». Обратите  внимание  ребенка, что  для  того,  чтобы  стать  таким, каким  он  хочет  быть,  недостаточно  только слушать  воспитателей, необходимо  воспитывать  себя  самому.
        А  начинать  надо  с  самого  малого - с  гигиенических  процедур. Объясните  ребенку, что  привычки : во  время  чистить  зубы,  принимать  душ , ходить  в  туалет -  это  не прихоть  взрослых ,  а  необходимые  меры  по поддержанию  здоровья и,  к  тому  же,  ежедневная  тренировка  воли . Скажите  ему,  что он  уже  настолько  вырос,  что  к  прежним  гигиеническим  процедурам  теперь  прибавится  новая -  ежедневный  уход  за  половыми  органами . « Зачем  это  нужно?  Чтобы  содержать  их  в  чистоте  и  порядке  и  готовить  тем  самым  к  будущей  взрослой  жизни».
      Рассказывая  и  показывая  как  это  надо  делать  не  спешите  с медицинскими  подробностями. Лучше  если  вы  предоставите  самому  ребенку  задать  вам  интересующие  его  вопросы. Они, как  правило, крутятся  в  этом  возрасте  вокруг  одного  и  того  же: «Что  я  должна  делать, чтобы  родить  здорового  ребеночка ?», «Что  мне  делать, когда  у  меня  писька  становится  большой , отворачиваться?».
Согласитесь, что  отвечая,  совсем  не  обязательно  детскую «большую  письку»  превращать  во  взрослый «эрегированный  мужской    член»,  а  говоря  о  возможности «родить  здорового  ребеночка», сокрушаться  о   размерах  матки  и   трудностях  прохождения  плода  по  родовым  путям. Вполне  достаточно  будет  ограничиться  теми  же  гигиеническими  процедурами  и  напоминанием  бережно  и  осторожно  обращаться  со  своими  половыми  органами.
               Лишь  в  младшем  подростковом  возрасте, в  11 - 12  лет  можно  говорить  с  ребенком  о  таких  понятиях  как  сексуальность, сексуальное  влечение. Но  и  здесь  надо  начинать  не  с  физиологии  секса, а  с  подробного  разбора  вместе  с девочкой вопроса:  « Что  значит  быть  женственной, сексуальной  сегодня?»,  а  с  мальчиком: « Как  воспитать  в  себе  настоящего  мужчину?».
Именно  в  процессе  обсуждения, в  одной  связке  с  вопросами  общего  развития  личности, особенностями  характера,  можно  затрагивать  проблемы  сексуальной  физиологии. Здесь  вашим  компасом  должно  стать  твердое  убеждение - «Все  то  полезно ,  что  не  повредит  будущей  семейной  жизни  моего  ребенка».
                                Итак,  пришло  время  ответить  на извечный  детский  вопрос: «Кто  выродил  первую  маму ?»
        .Ее «выродила»  великая  потребность  человека  в  любви  и  понимании, в   том,  чтобы  созданное  им  не  исчезало, а  повторялось  и  повторялось  в  новых  поколениях .
                        И  мы  обязаны  донести эту  истину до  наших  детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Андрей Николаев,
                                                                       семейный психоаналитик.